Форум » Издательство » Об авторских правах » Ответить

Об авторских правах

Elenalta: Что такое плагиат Несмотря на то, что для понятия «плагиат» сегодня есть вполне четкие определения, оно до сих пор вызывает немало споров. Если рассматривать плагиат с точки зрения литературы, или еще конкретнее, поэзии, то он представляет собой заимствование чужого произведения, публикацию его или его части под своим именем, без указания имени настоящего автора. Часть источников определяет плагиат как нарушение авторского права путем несогласованного использования произведения искусства либо его части. Однако в этом случае под определение плагиата подпадает и подражание или заимствование — довольно распространенные явления, особенно в среде молодых авторов, которые только вырабатывают свой стиль. Даже использование знаменитой онегинской строфы в данном контексте можно рассматривать как случай плагиата. Многие специалисты утверждают, что таким заимствованием является присвоение не столько текста как набора слов, расставленных в определенном порядке, сколько использование самой идеи произведения, его логики и смысла. Такой подход к плагиату в литературе так же не совсем оправдан. Правильнее будет утверждать, что присвоение авторского произведения происходит только в том случае, если оно или его часть публикуется под чужим именем, либо автор публично представляет чужое произведение в качестве результата собственной работы. Безусловно, плагиат — явление негативное. Многие сравнивают такое присваивание с воровством, и нельзя сказать, что эта аналогия не верна. Однако, для того, чтобы судить о плагиате, нужно четко представлять себе, что именно подпадает под эту категорию. Если автор использует чужое произведение или его часть, берет идею другого поэта и выдает ее за свою, пытается видоизменить исходный текст так, чтобы избежать возможных подозрений в истинной принадлежности произведения, его действия можно рассматривать как попытку нарушить чужое авторское право. Это негативно влияет не только на его репутацию в литературных кругах. Не стоит забывать о том, что применение плагиата мешает писателю расти, развиваться. Не имея собственных идей, своей манеры письма, автор использует готовый материал, лишая, таким образом, себя необходимости работать над увеличением собственного потенциала. С другой стороны, заимствование чужих идей, использование их в качестве базиса для дальнейшей работы, попытка развить уже высказанное другим автором является не более, чем толчком к творческой деятельности. На начальных этапах подобная практика бывает даже полезна, однако авторам важно помнить о том, что не стоит увлекаться ее применением. Авторские права Под авторским правом понимается одна из отраслей гражданского права, целью которой является регулирование взаимоотношений (в том числе и коммерческих), связанных с использованием и созданием произведений искусства или научных достижений. Так как нас, в первую очередь, интересует авторское право применительно к литературе, а конкретно к поэзии, то и рассмотрим мы его только в этом аспекте. Итак, автор написал стихотворение, какие же права он в связи с этим получает? Все полномочия поэта в этом случае можно разделить на имущественные и неимущественные права. Первая категория заключается в признании авторства, упоминания о стихе как о произведении того или иного поэта, то есть автор имеет право признаваться таковым в отношении данного произведения, а также публиковать и обнародовать его под своим именем. Имущественные права автора предполагают более широкий спектр полномочий. Автор может передавать свои права на произведение или только на его использование, публиковать и транслировать стихотворение, размещать его в открытом доступе и переводить. При этом неимущественные права закрепляются за поэтом бессрочно, тогда как время действия имущественных полномочий ограничено и продлевается каждый раз, когда возникает такая необходимость. При этом важно помнить о том, что авторские права действуют с момента создания произведения в течение всей жизни автора, а также 70-ти лет после его смерти. По прошествии этого срока произведение становится народным достоянием. Авторские права на то или иное произведение писатель может передавать другим лицам. В этом случае составляется авторский договор, объектом которого могут быть только имущественные полномочия поэта. Такая практика весьма распространена — практически всегда при издании стихотворных произведений автор заключает с издательством такое соглашение, это дает определенные гарантии и поэту и издателю. Обратной стороной медали является финансовый вопрос в этом случае. Не секрет, что основную прибыль при издании литературных произведений получает издательство, тогда как ставки авторов могут быть более чем скромными. Это обусловлено тем, что исходя из собственных материальных ресурсов, поэт чаще всего не имеет возможности «печататься» самостоятельно. Для того чтобы защитить свои права в такой ситуации, нужно внимательно изучить договор, либо показать его грамотному юристу. Важно понимать, что использование поэтического произведения без согласия или ведома автора не всегда является нарушением его авторских прав. В том случае, если при размещении стихотворения в сети Интернет или при его публикации в печатных изданиях, устном цитировании, публичной трансляции или чтении, указывается имя автора и источник, из которого произведение или его фрагмент был взят, права автора не нарушаются, если обратное не оговаривается им отдельно. Как защитить свои авторские права Перед каждым автором рано или поздно встает вопрос о защите собственных авторских прав. Довольно часто писатели начинают задумываться об этом уже после публикации, тогда как более правильным подходом является защита своих прав на произведение и его использование еще до того, как оно будет впервые обнародовано. Несмотря на то, что российское законодательство подразумевает защиту прав автора с момента создания произведения, на практике иногда случаются обратные ситуации. Для того чтобы автору не пришлось доказывать свои права в последствии, лучше зарегистрировать их сразу же после того, как произведение будет написано. Эта мера позволит избежать многих неприятностей, в том числе, связанных с определением авторства данного произведения. Многие авторы работают с издательствами. Действительно для того, чтобы публиковать свои произведения самостоятельно, нужны немалые средства, которыми автор может и не располагать. При таком сотрудничестве составляется авторский либо издательский договор, в котором писатель передает издательству права на публикацию или иное (в зависимости от содержания договора) использование. Этот договор — крайне важный документ, которым, по сути, регулируются все отношения автора с издателем. Именно по этому к его содержанию нужно отнестись крайне внимательно. Лучше будет, если с договором ознакомится грамотный и опытный юрист. Определение правообладателя в том случае, если произведение, в том числе и поэтическое, создано в рамках исполнения автором должностных обязанностей, так же должно регулироваться таким договором. По закону, все те произведения, которые писатель создает по долгу службы, становятся собственностью его работодателя, который выкупает права автора, выплачивая тому заработную плату. Защита прав на стихотворения, созданные в свободное от работы время, должна проводиться путем внимательного составления договора. Авторы должны учитывать, что все права относительно созданных ими произведений, применимы и к сети Интернет. То есть, публикация материалов возможна только с указанием источника и автора, если правообладатель ее не запрещает. В такой ситуации, желающие разместить объект авторского права, в нашем случае стихотворение, на страницах своего ресурса должны либо выкупить имущественный права автора, либо достигнуть с ним договоренности, разрешающей публикацию его произведения на иных условиях. источник: http://pishi-stihi.ru/

Ответов - 1

Ольга_К: По закону у нас (в Украине и, по-моему, в России), плагиат определяют как "заимствование чужого произведения, публикацию его или его части под своим именем, без указания имени настоящего автора". Идея, сюжет, даже персонажи с их характером, взаимоотношениями, несколько измененными именами спокойно могут быть кем-то "прихватизированы" без оглядки на преследование со стороны закона. Остается надеяться на то, что если человек вложил душу в свое произведение, то именно этот критерий позволит отличить оригинал от подделки, первичное от вторичного. Взять того же Гарри Поттера? Сколько на него было "пародий" и прочих "переделок"? Есть и отечественные (вернее, ближнезарубежные) примеры.



полная версия страницы