Форум » Учимся писать прозу » Посвящается всем ВАМ – ПИШУЩИМ » Ответить

Посвящается всем ВАМ – ПИШУЩИМ

Elenalta: Опубликовано с разрешения автора. http://www.proza.ru/author.html?kardo383 Карельштейн Дора 29-08-2006 Посвящается всем ВАМ – ПИШУЩИМ Как бы мы не писали, и что бы мы не писали – это всегда Творчество. Начнем с определения. Что такое талант? Нелегкий вопрос… Во-первых, нет ОБЪЕКТИВНЫХ критериев таланта. Во-вторых – «А судьи кто?» Кто вправе присваивать это высокое звание – Талант? Наверное, самый главный судья – это время… и Госпожа Удача. Но удача, как и судьба от БОГА. Значит главные судьи Бог и время. Поэтому есть один маленький моментик, который может помочь все расставить по своим местам. На мой, опять же субъективный взгляд, истинный талант имеет одно качество, одну особенность – он является из ряда вон выходящим, и поэтому редко встречающимся… И отсюда, указанный выше, «моментик»: Чаще всего люди, обладающие ТАЛАНТОМ, настолько выделяются из общего ряда, из толпы, настолько идут впереди нее, что почти никогда не бывают, оценены по достоинству современниками, не «доросшими» до понимания их творчества. Поэтому в своем большинстве, талантливые люди не только не бывают, удостоены славы при жизни, но наоборот наиболее подвержены критике и даже насмешкам… Белые вороны - одним словом. Хотя есть одни вид искусства, где талант довольно часто бывает, оценен еще при их жизни – это актеры, артисты. Они нередко бывают настолько убедительны, естественны, достоверны и прекрасны в своем перевоплощении, что зачаровывают зрителя, «заставляя» его жить и переживать вместе со своими героями. Их слава может «уйти» вместе с ними, но пока они живы, они властвуют над зрителем и купаются в любви, цветах и аплодисментах. Настоящие талантливые артисты и актрисы - маги и волшебники при жизни. Они каждый раз «рождаются и умирают» вместе со своими героями на глазах у благодарной публики. Не оценить это – просто невозможно. Но даже в этом случае есть доля субъективизма, если не людей, то своего времени, эпохи, классовых и кастовых приоритетов. Другой вид искусства, который вообще очень сложен в оценке – это музыка. Есть музыка для специалистов – профессионалов, есть музыка народная, и есть музыка «легкая», т. е. эстрадная, но потрясающая по своему воздействию на МАССЫ, потому что именно она доступна и радостна, или грустна, но трогательна для большинства людей. Практически нет людей, которые не понимают и не любят «легкую» музыку. Она как постоянный добрый спутник по жизни. Но и она очень отличается в зависимости от стран и народов. Я бы сказала, что музыка в большой степени подвержена географическим «колебаниям». Как можно сравнивать, оценивая музыкальный талант африканского племени, северного шамана, исполнителя тяжелого рока, эстрадного или оперного певца? Где критерии? Что между ними общего? Что касается классической музыки, то, что бы не говорили, это музыка для избранных… и судить о ней тоже избранным. Хотя если она сопровождает балет, то доступна любому человеку. И здесь так тесно переплетаются таланты режиссеров, исполнителей, музыкантов, художников, осветителей, и много, много других факторов, что чаще всего рождается нечто, на самом деле, всегда, талантливое и грандиозное. Мне кажется, что даже самый неподготовленный зритель, не может остаться равнодушным к балету. Балет – это концентрат талантов. Праздник человеческого таланта и гения! Значительно сложнее обстоит дело с оперой. Здесь требуется в дополнении к талантам исполнителей и создателей, - талантливый зритель, или, как минимум подготовленный. Симфонический концерт, казалось бы, для избранных, но, на самом деле, доступен каждому человеку. Будучи, по сути, своей универсальной музыкой, которую каждый может воспринимать, как и счастье, – в силу личной одаренности. Но может ли каждый человек позволить себе судить о талантах исполнителей и композиторов? Конечно, нет! Но, тем не менее, судят на уровне интуиции, вкуса, приоритетов. И это тоже, главные судьи, «главнее», чем «ученые критики». Потому что, специалисты-профессионалы, совсем нередко, в своих оценках повторяют друг друга… -) Кого-то модно хвалить, а кого-то ругать… Что касается изобразительного искусства, то именно здесь-то, и распространены более всего субъективизм, мода, удача, предвзятость, умелая реклама - и много всего, кроме объективности. Как часто появляется «новый художник» «рисует что-то» на свой лад…. Потом появляются «глубокомысленные критики», присваивают название «новому направлению» и «пошла писать губерния»! Появляются подражатели, пишутся трактаты, ОБЪЯСНЯЕТСЯ, что и как следует понимать… - Теперь уже и зрители делают глубокомысленные физиономии, многозначительно кивают головами, платят сумасшедшие деньги за, мягко выражаясь, «странные» картины, которые потом либо оказываются на помойке, либо цены на них раздуваются до астрономических чисел, и все музеи мира хотят «их иметь»… Я не говорю о таких мастерах как, например, Репин, Саврасов, Айвазовский, Гойя и сотни других Великих Художниках, которых отметили своим вниманием и талантом ВРЕМЯ и Госпожа Удача. Они прошли испытания и сохранятся навечно. Ну и, наконец, мы добрались до, волнующего нас вопроса, талантливых писателей и поэтов. Позволю себе слегка коснуться поэзии. Я не поэт. Я только иногда, когда меня таинственно посетит вдохновение, – пишу стихотворения в прозе. Признаться, они мне очень дороги, потому что это как бы от Бога, ощущение, что я только записываю и никогда не исправляю. Это чаще всего поэтические легенды и маленькие миниатюрные поэмы, или молитвы. Несмотря на то, что пишу их я, тем не менее, я отношусь к ним трепетно и с любовью. Других «отношений» с поэзией у меня нет. Возможно поэтому, еще более трепетно и с любовью я отношусь к людям, которых Бог наградил талантом ВООБЩЕ писать стихи. По этой же причине, я больше всего не переношу « рифмованных пустышек». По моим критериям поэт, это тот, кто имеет ЧТО сказать, и УМЕЕТ это облечь в рифмованную красоту!!! «Евгений Онегин» для меня самая высшая поэзия. Пушкин для меня образец, у кого можно учиться поэзии, но кого нельзя превзойти. Шекспир для меня великий поэт. Я не хочу говорить о поэтах другого ранга. Талантливый поэт - это неимоверно великое звание. Поэтому, не будучи поэтом, не осмелюсь судить. Хотя очень хорошо чувствую поэзию, поэтому для себя вопрос талантливости поэта решаю однозначно – начинаю читать…. А дальше - В ЗАВИСИМОСТИ от наличия таланта у автора, - либо читаю, либо останавливаюсь, недалеко от того места, где начала… Это, конечно, субъективно, как уже было предварительно отмечено в названии. Поскольку проза – это моя поэзия, то именно о ней я могу решиться «обнародовать» мои критерии талантливости: ВНЕнациональные особенности Таланта: 1. Чтобы проявиться, Таланту желательно иметь несколько условий: а. – быть от Бога, т.е выделяться из обычного ряда. б. – иметь возможности для его раннего развития, желательно с детского возраста, в случае с литературой – ЧТЕНИЕ большого количества «классической» литературы. Именно это, наряду с самой ЖИЗНЬЮ, и есть школа для писателя, а не «подгоняние» под шаблон в литературных институтах, отражающих мораль и потребности господствующего класса. А «писатели» таким образом, подготовленные, пишут потом горы ПРАВИЛЬНО ОФОРМЛЕННОЙ макулатуры. в. – обладать трудолюбием, верой в себя, настойчивостью и любовью. г. – уметь не идти на поводу «критики», т.е, устоявшихся, усредненных канонов. д. – иметь развитый интеллект, т.е то, что в народе называется быть умным. е. – и, наконец, иметь непреодолимое желание самовыражаться посредством письма. Это необходимый, но не полный перечень условий для того, чтобы стать ПИСАТЕЛЕМ, не говоря уже о талантливом писателе. 2. – Что мешает Таланту? Грубое вмешательство в виде цензуры и критики… 3. – Как это не покажется парадоксальным, Таланту мешает тщеславие. То есть, желая и мечтая о славе, писатель неизменно становится «конъюнктурщиком», т.е угождает вкусам публики, власти, критике и т.д. В то время, как настоящий Талант, должен быть самобытным, и независимым даже от собственных комплексов и желаний. 4. Талантливым людям часто мешает такая проза жизни – как необходимость зарабатывать своим творчеством деньги. Но это слишком обширный вопрос, который понятен без комментариев. Тем не менее, настоящим писателям исторически, удавалось проявлять свой Великий Талант даже вопреки этой необходимости… Признаки и критерии Таланта: 1. Произведение должно быть страстным, волнующим, зажигающим, т.е переполненным неравнодушием и чувствами. 2. Наличие в той или иной форме философского смысла – обязательное условие настоящего талантливого произведения. 3. Умение побудить читателя к осмыслению, раздумьям, сопереживанию, узнаванию себя, стремлению к самоусовершенствованию. 4. Талантливое произведение всегда должно отражать тенденции, типажи, общие направления или единичные признаки, нарождающихся тенденций. Талант – это впереди идущий у Человечества. 5. Талант отличается умением анализировать и синтезировать. 6. Великий Талант обладает особым свойством ПРЕДВИДЕНИЯ. 7. Немаловажную роль для отнесения произведения в разряд талантливых – играет и форма его. 8. Читатель не должен натужно «продираться» через «заумный текст». Желательно, чтобы он (читатель) наслаждался чтением, а не мучился преодолением. Хотя этот критерий не всеобъемлющий. Есть прецеденты. 9. Иногда мы можем говорить не о Таланте, а о талантливости автора, тогда в произведении могут присутствовать не все критерии таланта, а только некоторые из них. Но они должны быть. Возможно, вы посчитаете, Господа, мои критерии завышенными? Но мы же говорим о Его Величестве Таланте! А значит нельзя так легко «бросаться» определением – талантливость. Оно требует самых высоких мерок, иначе превратится в девальвированные слова. Как, например, в шоу-бизнесе все вдруг стали «звездами» и слово потеряло свое высокое значение… Звездами следовало бы называть певцов уровня Эдит Пиаф, Клавдии Шульженко, Ивана Козловского. В наше время Тамара Гварцетели, Алла Пугачева, Николай Басков, Иосиф Кобзон. И, кстати, есть много у нас настоящих звезд. Здесь не место для их перечисления. Имея высокие критерии, мы никогда себя не переоценим и не вообразим «живыми классикам», даже если удастся «организовывать» большие тиражи, изданных книг. Это не критерий талантливости. Это из других областей «успеха». Зато при высокой планке критериев, у нас всегда есть стимул, расти, расти, и расти! Хотелось бы пожелать всем нам значительных свершений на этом вдохновенном и прекрасном пути! P.S. …… И все же. «Не Боги горшки лепят» Давайте будем дерзать и поддерживать друг друга, потому, что каждый, кто взял в руки перо, или кисть, или музыкальный инструмент, на мой взгляд, уже, хоть на маленькую ступенечку, приподнялся над землей и приблизился к Богу. Ведь учится ребенок по началу ходить и говорить…. И всегда добивается успехов. Главное пытаться. На нас работает ВРЕМЯ.

Ответов - 6

Северная Богиня: Творите мифы! Ведь Боги начинали именно с них! Я немного не согласна с некоторыми пунктами о таланте, скажу о себе, что я не белая ворона и не очень-то выделяюсь из общего пласта людей юношеского возраста, скажу, чот многие писатели тоже не выделялись из общества обычных людей. Талантливые люди, люде не принятые обществом, люди всегда стремящиеся не к Богу, а наоборот, в познании Зла, и в противоречении всех божественных законов, они пересматривают любовь, счастье, жизнь и многое-многое другое, поэтому они так часто становтся изгоями. Талан это не от Бога, я бы сказала, хотя здесь со мной не согласяться, талантливые люди не могут жить среди обычных людей поэтому так часто мир теряет молодых и талантливых людей, поэтому так часто они умирают в самом начале жизни. Талант это не подарок, а проклятие... Поэтому многие поистину талантливые люди сами лешают себя таланта и жизни. Талантливых людей не возможно ни понять, ни описать... Могу сказать только одно, что поистине талантливые люди и те, которые не признают своего таланта, а просто творят....

Оби-Ван Кеноби: а я скажу как ответил великий пистаель ставший классиком пан Сапковский: "Что я посоветую молодым писателям? Прекратить заниматься ерундой и заняться полезным для общества делом!"

Северная Богиня: Интересно, а ерунда - это писательство? Главное пытаться. На нас работает ВРЕМЯ. Я бы сказала так: пол жизни человек работает на имя, а остальные пол жизни имя работает на человека... :)


Оби-Ван Кеноби: Северная Богиня пишет: Я бы сказала так: пол жизни человек работает на имя, а остальные пол жизни имя работает на человека... :) напомни кто это сказал? Северная Богиня пишет: Интересно, а ерунда - это писательство? безусловно

Северная Богиня: напомни кто это сказал? Ну, написала я, а кто сказал не знаю... цитата: Интересно, а ерунда - это писательство? безусловно Ну, нет, я никогда не назову ерундой - писательство... и никогда не соглашусь с этим...

Blattodea: Elenalta пишет: Практически нет людей, которые не понимают и не любят «легкую» музыку. Она как постоянный добрый спутник по жизни. Исходя из этих слов - меня нет. А еще нет так же 90% моих друзей. Фиговый "добрый спутник" музыка, которая нае заставляет задуматься. Elenalta пишет: «Евгений Онегин» для меня самая высшая поэзия. Пушкин для меня образец, у кого можно учиться поэзии, но кого нельзя превзойти. Шекспир для меня великий поэт. Вспоминая о величии Пушкина, не стоит забывать о том, что Александр Сергеевич писал в то время, когда рифма "любовь - морковь" считалась новой. Классики велики, безусловно. Но равняться на них - это сродни равнению в автомобилестроении на лошадные телеги. Шекспира мы вообще не имеем возможности читать в оригинале, так как все существующее это пересказы и переводы с них. Шекспир, к сожалению, жил так давно, что сейчас имеются прецеденты сомнения в его существовании вообще. Elenalta пишет: а. – быть от Бога, т.е выделяться из обычного ряда. А если я язычница, или, не приведи шайтан, атеист? Elenalta пишет: Талантливым людям часто мешает такая проза жизни – как необходимость зарабатывать своим творчеством деньги. Кхм. Почему у нас в России, считается позорным зарабатывать деньги на своих произведениях? Подобные маразмусы меня всегда ставят в тупик. Обьясните адекватно, кто знает, что в этом плохого? Elenalta пишет: 1. Произведение должно быть страстным, волнующим, зажигающим, т.е переполненным неравнодушием и чувствами. То есть "Сто лет одиночества" Габриэля Гарсия Маркеса надо перестать считать произведением? (Для тех, кто не имел возможности ознакомиться - этот роман начисто лишен какой-либо эмоциональной окраски, если судить о самом тексте.) Elenalta пишет: Возможно, вы посчитаете, Господа, мои критерии завышенными? Но мы же говорим о Его Величестве Таланте! А значит нельзя так легко «бросаться» определением – талантливость. У меня создается ощущение. Что за этим скрывается фраза - "Вы, безТАЛАНТЛИВЫЕ - не смейте лезть в литературу" (При прочтении - учтите, я не использую в своей речи только прописные буквы в словах. В печатном слове - это синоним крика, и используется только малознающими людьми, не умеющими расставлять акценты в предложениях, и пытающимися подобным образом придать значимости сказанному.) Elenalta пишет: Николай Басков, Как человек с музыкальным образованием, имею несчастье отчетливо слышать, что данный индивидум петь не умеет. Фонограмма, конечно, круто, а послушайте в живую. В общем, по данной статье. Автор определенно не читал ни одной работы по эстетике. В точности, в абсолютно любом учебнике имеются такие вещи как "Эстетическая деятельность", "Творчество", "Виды творческой деятельности" и "Виды искусства". Ознакомление с ними принесет намного больше пользы, нежели неумелая структуризация их в данной статье, с мало полезными комментариями. Учитывая, приписывание практически всем любовь к легкой музыке, стоит задуматься, почему автор забыл об эстетических категориях "прекрасонм" и "безобразном"? (И других, их не мало). Обнародованные "критерии таланта" лично меня приводят в ужас, потому что начинающие авторы читают подобные статейки, и иногда им верят. А если верят - это значит в будущем минус еще один, возможно хороший автор, на книжных полках. Каждое предложение с новой строки - это неоригинально, и относится к области, откуда к нам пришли слова только из прописных букв. Перейдя по указанной вверху ссылке - я увидела ту же картину. Причем, даже в "рассказах". Это еще добавьте неспособность отличить публицистику от писательства, и элементарное незнание лексики и пунктуации. Мне картина предстает весьма печальной. Не думаю, что подобное заслуживает раздела "как писать книги", разве что в восприятии от обратного.



полная версия страницы