Форум » Учимся писать прозу » Советы Алёны Милевской » Ответить

Советы Алёны Милевской

Elenalta: Советы Алёны Милевской У начинающего писателя всегда есть шанс напечататься. Правда, один на сто миллионов - примерно столько писателей в нашей стране. Совет первый. Писать - пиши. Но до поры до времени даже не думай соваться в издательства со своей писаниной. Запомни: писателей в Петербурге полно. А в Москве еще больше. А уж в Америке! И читающая публика (она дура!) категорически выбирает "пепси" и Путина. И вообще, читателей меньше, чем писателей. А каждый новый писатель - это потерянный читатель. И покупатель книг. Вот почему в издательствах тебе, мягко говоря, не обрадуются. Оно, конечно, рукописи не горят и даже не тонут, но они теряются!!! Их выкидывают в ведерко для мусора или пускают на "оборотки". В лучшем случае - забывают извлечь из электронной почты, пока в издательском доме не грохнется Windows ХР. Совет второй. Если можешь не писать, не пиши. Читай да поругивай, а иной раз, для разнообразия, и похваливай. А вот про тебя самого никто не скажет, что ты бездарен, невежествен, исхалтурился или исписался. А критика - знаешь ли ты, какова она на вкус и на цвет? Какова на вкус, такова и на цвет, ясен пень. Но до критики тебе еще переть и переть пешим эротическим маршрутом в заранее заданном направлении. Сперва тебе надо достучаться до редактора. Совет третий. Сперва тебе надо достучаться до редактора. Но не в дверь ногой! Редактору не понравится, если ты придешь к нему без предварительного звонка. Правда, если ты позвонишь, он постарается тебя отфутболить, но поле ровное, а мяч круглый, так что какие-то шансы у тебя имеются. Только не вздумай начинать разговор с вопроса: "Книги печатаете?" Это дурацкий вопрос, он их печатает по определению, хотя это и не означает, что он напечатает твою. Лучше поздороваться и назвать собственные имя и фамилию. Конечно, они редактору ничего не скажут (как минимум, фамилия), но это и хорошо, потому что всех известных ему писателей он ненавидит. Далее уместно поинтересоваться именем-отчеством собеседника и в дальнейшем вставлять их в беседу по надобности и без. "Понимаете, Виктор Леонидович... знаете, Виктор Леонидович... вы не поверите, Виктор Леонидович"... Хотя не понимает, не знает и не поверит. Следующая реплика не должна звучать как: "У меня есть рукопись", или: "Я написал (написала) роман", или что-нибудь в том же роде. Лучше начать с признания (искреннего или нет, не имеет значения), что тебе чрезвычайно неудобно обращаться в столь прославленное издательство, но ты чувствуешь, что оно - твое! Кашу маслом не испортишь, и редактор непременно спросит тебя, какие книги издательства тебе нравятся. Ответ: "Все!" - хорош, но два-три названия лучше бы все же знать. "Ну и что же такое вы сочинили?" - спросит растроганный редактор, и это исключительно важная точка во всей беседе. Ответом: "А что вам надо?" или, хуже того: "А что вы печатаете?" - ты погубишь едва завязавшийся контакт. Но и жанровое определение - "роман", "пьеса в стихах", "сборник афоризмов" и т.п. - на данном этапе неуместно. Романов у него целый стеллаж, пьес в стихах он не печатает, да и стихов вообще, а сборники афоризмов сочиняет сам, причем - в стол. Лучше выразиться точнее - "детектив" или "повесть о моей жизни", или, наоборот, туманнее. А как туманнее? Ну, например: "Я пишу в духе Борхеса с оглядкой на Мураками". Борхес - слепец и покойник, и оглядываться он, соответственно, ни на кого не может, - и редактор укажет тебе на это сразу же, приготовившись распрощаться с невеждой. А тут ты его подсечешь: "Это я оглядываюсь, а не Борхес", - и он, будучи человеком справедливым, согласится на личную встречу. Телефонный разговор легко смазать опрометчивым заявлением: "Жене (мужу; друзьям; всем, кто читал) моя книга очень нравится", - потому что в ответ последует: "Вот жена пусть и печатает!" Положительные отзывы критиков и писателей, если они есть, тоже лучше оставить при себе, - ты ведь не знаешь, как относится к этим критикам и писателям твой потенциальный редактор, и исходить лучше из предположения, что он считает их полным дерьмом. Ни в коем случае нельзя говорить, что ты уже издал рукопись за свой счет тиражом в двести - триста экземпляров - в ответ непременно услышишь: "И этого более чем достаточно". Стой на "Борхесе с оглядкой" и готовься к решающей фазе разговора, в которой будет затронута конкретика, а на конкретике так легко поскользнуться. Вот несколько негативных примеров из моей издательской практики. N 1. Автор (из-за рубежа) пересказывает содержание собственного романа: "Молодой человек летит из Амстердама в Рио и на борту вспоминает всех своих возлюбленных за последние тридцать лет". - "За последние тридцать лет? Молодой человек?" - "Молодой душою!" Отказ не глядя. N 2. Автор (с кавказским акцентом): "Я написал политический детектив про Россию, Ирак и оружие массового поражения". - "Понятно, вы отставной разведчик". - "Нэт". - "Журналист-международник". - "Нэт". - "Специалист по оружию массового поражения". - "Нэт". - "Долго жили в Ираке". - "Нэт". - "Спасибо, не надо". - "Пачему нэ надо?!!" N 3. Автор (восьмидесяти пяти лет от роду): "Я написал роман об ужасах культа личности. Я писал его шестьдесят лет!" - "И опоздали на пятьдесят!" Но вот, предположим, тебе удалось без потерь пройти между Сциллой и Харибдой телефонного разговора, и редактор нехотя предложил тебе занести рукопись или прислать "по емеле" -- на твой выбор. Что выбрать? Совет четвертый. Что выбрать? О "емеле" забудь сразу же: издательство не проплатило Интернет. А когда проплатит, рукописей придет уже несколько сотен, и твоя в этом потоке просто-напросто затеряется. Рукопись надо заносить в удобном для чтения виде. Вот сейчас у меня на столе дорогая папка (скорее даже альбом), каждый лист которой обернут в целлофан. Про директора школы Иду Борисовну, которая, уходя на пенсию, рекомендует на свое место жену нобелевского лауреата по математике Сару Абрамовну. Нобелевских лауреатов по математике не бывает, и не столь изящно оформленную рукопись я выкинул бы прямо на этой (пятой) странице. А тут дочитал до пятнадцатой, - на которой Сара Абрамовна вступает в лесбийскую связь с девятиклассницей Майей, - и заодно понял, почему рукопись прислали именно в наше издательство. Авторесса, кстати, названивает - и при следующем звонке я непременно посоветую ей обратиться в "Звезду". Со всей вежливостью деликатностью и непреклонностью. Приходить в издательство лучше в середине присутственного дня. Коньяку и цветов не заносить, себя и других услуг не предлагать, денег у тебя и так нет (иначе "издание за счет автора" - отдельная и никому не нужная песня), держаться со скромным достоинством, жадно разглядывать выпущенные издательством новинки, в случайно услышанные разговоры не встревать, советов по руководству издательством не давать, о себе, если не спросят, не рассказывать, выразить - когда до этого дойдет черед - бодрую готовность ждать ответа, сколько понадобится (а понадобится не меньше трех месяцев), и - внимание! - постараться запомнить хотя бы примерное направление, в которое редактор отправит твою рукопись! Тогда через три месяца тебе с ним будет легче ее, нетронутую, отыскать. А если не отыщется - не беда, ты вынешь из портфеля второй экземпляр (желательно, столь же внешне безупречный и удобочитаемый) - и тут уж ему будет не отвертеться... И он прочтет твою рукопись! Правда, скорее всего, не до конца. А ты? Ты дочитал эту статью до конца? Если так, то твои шансы напечататься возросли ровно в сто раз и составляют теперь один к миллиону! И дальнейшее зависит уже исключительно от качества самой рукописи. От редактора "Эклипс-форум" Вот и я созрела для фака писателям - не то чтобы считаю себя самой гениальной графоманкой, просто хочу убить двух зайцев сразу - сложить по полочкам собственные мыслишки (лучший способ научиться самому - учить других) и освободить время, дав советы сразу всем, а не лично каждому. Хотите писать - пишите! Если вас свербит это непонятное желание "писать" - не становитесь на горло собственной песне, забудьте дурацкие предрассудки, не думайте о том, чтобы кому-то понравиться и угодить. Пишите. Пишите для себя. Текст прежде всего должен нравиться вам, а не какому-то там критику-самоучке. Вы никогда не сможете угодить сразу всем. Пишите на нерве Попробуйте прислушаться к собственным желаниям - для чего вы это делаете. Если вы мечтаете о славе и признании - ничего путного не получится. Та же фигня, если вы хотите таким способом заработать миллион. Писать надо о том, что важно для вас, что причиняет боль, стыд, что вас волнует. Только тогда получится честно. Честность - вот ваш главный критерий. Если текст честен - читатель простит вам грамматические ошибки, неправильное оформление прямой речи и стилистические огрехи. Будьте точны в деталях Не давайте читателю готовых рецептов - "он рассердился". Пусть читатель сделает такой вывод сам, по описанной вами мимике и жестам героя. Не "дерево" - а "усыпанная рубиновыми гроздьями рябина", не "эльф" - а существо с удлинёнными ушами и летящей походкой. Пишите о том, в чем вы компетентны и хорошо разбираетесь. Пусть это будут ночные мотыльки или вид морских ежей. Или вами лично придуманный мир, все подробности которого досконально знаете только вы. Но если вы станете описывать технику боя на самурайских мечах, ничего толком об этом не зная, любой сведущий читатель плюнет и скажет, что текст полная чушь, даже если такой ляпсус утонет в достойнейшем описании переживаний и эмоций героев. Добавьте сенсорных ощущений У читателя должна рождаться яркая картинка описанных событий - добавьте в текст вкус, цвет, звук, запах...Побольше образных сравнений, прилагательных. Но не перегрузите сочинение лишними деталями и подробностями - всего должно быть в меру. Будьте осторожны с клише Отойдите от стереотипов. Будьте непредсказуемы. Пусть орк - у вас будет нежен и умён, эльф - труслив и мелочен, дебошир и пьянчужка - сентиментален и раним. Стройте сюжет на интриге и непредсказуемости, оставляйте недосказанность, пусть читатель додумывает - что же было настоящей причиной поступков героев, чем закончились их приключения. Не подражайте Вам никогда не удасться написать лучше, чем Толкиен - любое подражание будет не в вашу пользу. Поэтому стройте свой собственный мир, описывайте его как нечто привычное и понятное. Не надо подробно описывать, что раса "крапчидонков" - это такие маленькие шестипалые существа, что живут в норках на планете игрек и питаются пылью. Пусть читатель по ходу повествования постепенно узнает все подробности и сделает выводы - кто такие эти "крапчидонки". Вычеркните всё лишнее Вы написали нетленку. Не спешите её тут же публиковать. Хлопните себя по тянущейся к мышке руке и закройте файл с текстом минимум на неделю. Через неделю начинайте правку - обратите внимание прежде всего на повторы одинаковых слов в том же и соседних предложения и замените их на синонимы. Упростите тяжеловесные предложения, избегайте деепричастных оборотов, если то же самое можно сказать проще. Избегайте слов паразитов - например, "он взмахнул своим мечом" - слово "свой" тут лишнее, итак понятно, что взмахнул он именно своим оружием. А вот если бы он выхватил у врага и взмахнул чужим мечом - вот тогда это нуждается в пояснениях. Будьте проще Не злоупотребляйте вычурными словами и заковыристыми названиями. Это раздражает читателя, он "спотыкается" на странных именах и злится. Пусть эльфа зовут необычно, но всё же не непроизносимо. Будьте кратки Если вы написали сразу роман на 700 страниц - это клиника и мои советы вам не помогут. Только трепанация черепа. Начинайте с коротких рассказов на 2-3 странички. Забудьте о формальностях Не думайте о том, уместно ли, своевременно ли, вежливо ли и культурно ли то, что вы написали. Пишите то, что вы хотите написать на самом деле. Только тогда вы найдёте свой стиль и будете оригинальны. Работайте над слогом Настоящий писатель - трудоголик. Талант требует усидчивости и большого труда. Иначе все ваши тексты так и останутся сырыми неплохими набросками, но это не будет литературой. Форум «Хранитель» (Заметки посетителей) Почему-то прочитав все, что здесь говорится о писателях, очень хочется дать начинающему автору несколько советов. Совет номер один. Твои книги читают все - даже те, кому бы ты никогда свою книгу не дал по доброй воле. Каждый читатель ищет в ней то, что хочется лично ему, и, как правило, находит то, что ты туда никогда не вкладывал - за это ты и будешь подвергнут публичной порке. Никогда не читай отзывы, в большинстве своем они отражают не то, что написано в книге, а характер, ум читателей и их мировозрение. Если читаешь, не принимай всерьез, писать после таких высказываний невозможно, к тому же, обычно они взаимоисключают друг друга. Совет номер два: Заранее готовься к тому, что обругать тебя может каждый, кому попала в руки твоя книга. Причем это правило, а не исключение. Вспомни басню о моське. Умные читатели всегда корректны в своих высказываниях и только "....." может позволить себе любое выражение. Да... совет номер три. Привыкай к тому, что ты всегда не прав, чтобы ни сказал. Совет номер четыре - не используй в своем произведении любовных сцен, если не получается, оставь только поцелуй, и... они проснулись на следующее утро довольные и счастливые... Иначе, тебя обвинят в порнографии, пропоганде секса, извращении и садизме. И эта дорога ведет в никуда... Совет номер пять : Пиши, и не слушай никаких советов, ведь пишешь ты а не они. Совет номер шесть: Если используешь оружие, то желательно придумать, чтобы никто ничего о нем не знал, или лучше пусть дерутся кулаками. А то всегда найдется знаток, который расскажет, что и стреляет оно не так, и не туда и не под тем углом. Лучше всего для начала ответь на очень простой вопрос: - Почему у шмайсера 40 года не было прицельной планки, не путать прицел и прицельную планку. Ответишь - поймешь, что у любого оружия есть Совет номер семь : Всегда желательно знать то о чём пишешь или упоминаешь. Но это не должно становиться самоцелью. Поэтому помни то о чём ты сам хотел сказать и найди способ сделать так что бы это было заметно остальным, остальное может быть неточным или даже неверным но в главном ты обязан быть прав на девяностопять процентов. Больше не надо, всегда должно оставаться место сомнению. Пишите себе спокойно! Если есть, что сказать, то обязательно пишите! Не обращайте на некоторых присутствующих где-то на нашем Форуме злобных критиков. Они даже Пушкина раскритикуют, только чтобы самовыразиться. А потом ещё расскажут про личность автора, что знают и чего не знают. Не обращайте на них внимание! Пишите! Чесслово, в конце концов, кто знает, может вы по таланту сравнимы с незабвенной Урсулой Ле Гуин, а если вы не будете писать, то мы никогда и не узнаем. Так что совет: плюйти вы с "высокой вышки" на этих критиканов и пишите! Не стоит пытаться выразить своим произведением глубокие мысли - от этого только пострадает сюжет, и книга станет хуже. Не гонитесь за оригинальностью - уже про всё писалось неоднократно. Все по-своему правы... 1) Смирись с мыслью, что скорее всего твои произведения никто не опубликует и соответственно не прочтет. 2) Получи образование не связанное с писательской деятельностью. Чтобы было понятно - на всей территории СНГ не наберется и 100 писателей, которые живут исключительно на свои гонорары. Другими словами - работай бухгалтером, сварщиком или пиарщиком, а пиши в свободное от работы время. 3) Удачи...

Ответов - 0



полная версия страницы