Форум » Учимся писать прозу » Мини-лекции для начинающих писателей - Мои конспекты и наработки » Ответить

Мини-лекции для начинающих писателей - Мои конспекты и наработки

Арзанна: Мини лекция № 1 Для начала, хочу поделиться основами. Тем, что должен знать каждый писатель. 1.Каким может быть объем рукописи? Безграничным. Чем проза выгодно отличается от поэзии, так это - отсутствием таких условных рамок, как рифма, ритм, строфа. Проза начинается с одного предложения и заканчивается в объеме только в границах твоей фантазии. При написании прозы ты можешь описать открывшийся тебе мир или сюжет так как ты захочешь, с теми деталями, красками и ароматами, что только прийдут на ум. В прозе нет границ. 2. Как понять, что я написал: миниатюру, повесть, рассказ или роман? По нескольким параметрам: 1. Объем. Миниатюра содержит примерно 4-6 тысяч знаков с пробелами, рассказ - от 6-8 до 120 и больше тысяч знаков, повесть - является прозой среднего объема и имеет примерно от 40-60 тысяч знаков до нескольких сотен тысяч. Размер романа считается не в тысячах знаков а в авторских. Один авторский = 40 тысяч знаков с пробелами. Обычно в среднем романе присутствует примерно от 10 до 20 авторских. 2. Содержание. Миниатюра - полноценный рассказ, с которого убрано все лишнее. Инными словами, просто - рассказ малого объема. Рассказ - как правило законченное произведение, содержащего элементы кульминации произведения (об этом позже), фабулу, сюжет (чаще всего имеет 1-2 сюжетные линии). Повесть - рассказ, растянутый по времени и имеющий несколько сюжетных линий и ответвлений Роман - это вид повествовательной литературы имеющее максимально допустимый размер, внушительное содержание романа обволакивает значительный временной отрезок и описывает судьбы многих действующих персонажей.

Ответов - 2

Арзанна: Мини лекция № 2 Сегодня мы поговорим о структурном составе произведения и сюжете. 1. Элементы кульминации произведения, составляющие его структуру: - экспозицияЭкспозиция в литературе, составная часть сюжета (или, по другой терминологии, фабулы), логически предшествующая завязке. Намечает исходную ситуацию (время и место действия, состав, взаимоотношения персонажей) и подготавливает восприятие читателя. - завязкаЗавязка — это событие, которое является началом действия. Она или обнаруживает уже имевшиеся противоречия, или сама создаёт («завязывает») конфликты. - развитие событийразвитие действия - структурный элемент сюжета: система событий, вытекающих из завязки. По ходу Р. д. конфликт обостряется, а противоречия между действующими лицами углубляются и обостряются. - кульминацияКульминация - это момент наивысшего напряжения сюжетного действия, после которого оно движется к развязке. Кульминацией может быть решающее столкновение героев, переломное событие в их судьбе или же ситуация, которая максимально полно раскрывает их характеры и особенно ярко выявляет конфликтную ситуацию. Нередко сюжетное развитие предполагает несколько кульминационных точек - развязкаРазвязка - это исход сюжета, когда становится понятно к чему шло все повествование.Именно развязка заключает в себе все напряжение побеждающих сил и пик сопротивления сил побежденных В каждом произведении есть ключевые моменты, которые нельзя изменить: 1. Фабула = ряд действий 2. Сюжет = ряд событий Сюжет состоит из: - развития действия - развития мысли - развития чувства Развитие действия - это когда развивается действие, и доходит до кульминации Развитие чувства - отношения между людьми, чувства (любовь, ненависть, удивление и др) Развитие мысли - философия Структурные типы сюжета: - прямой порядок - классическая композиция (во времени) - обратный порядок (флэщбеки в прошлое; отдельные фрагменты прошлого) - круг (начинается тем же, чем заканчивается однако после точки пересечения - идет дальше. Можно прийти к любому финалу.) Виды сюжетных линий: 1. параллельные 2. перекрестные Параллельные: - полностью параллельные (вначале или в конце объединяются) объединяются в некоторых моментах, (символы, вещи, места размышлений и др) Перекрестные: - 2 линии (или больше,возможно большое количество пересекающихся линий) - одна линия основная, а вторая её перечеркивает в некоторых местах (например воспоминания) - разные равнозначные герои или места строят равнозначные перекрестные линии.

Арзанна: Тавтологии Он взглядом на меня взглянул, Улыбкой улыбнул, Потом рукою руканул И мигом подмигнул. ~ Дарт Херохито. Как заметно из эпиграфа, тавтология - это повторение двух или больше слов подряд, а также на протяжении двух, трех и, в некоторых случаях, четырех идущих подряд предложениях. Сюда также входят стоящие рядом синонимы, обозначающие одно и тоже. ( как например "Утренний рассвет, рассветный свет и темная тьма") Чтобы текст было приятно читать, нужно злостно искоренять тавтологии. Сегодня я не буду сорить мудрёными терминами, и заумными фразами. (разве что чуть-чуть) На правах эксперимента, и никоем случаем не желая обидеть автора, хочу показать тавтологии на примере рассказа пользователя Ablaze "Партия в покер". Итак, я, увлёкшись телевидением, — но не тем телевидением, которое может лицезреть каждый, включив телевизор а внутренним механизмом телевидения взглядом внутрь его. Конечно, мне, скромной статистке, не по уму судить о том, как именно должна выглядеть та или иная программа, — на это есть специалисты и телевизионные критики. Красным и черным цветом я выделила тавтологии - чтобы было заметно, как они выглядят в тексте. Как с ними бороться? Очень просто. 1. Использовать словарь синонимов и играть со словами. В "великом и могучем" практически на каждое слово найдется минимум три слова синонима. В итоге получаем вместо "Победа победителя победная, который с победным взглядом смотрел на побежденного" - "Триумф победителя был достаточной степени выиграшным, и он бросил торжествующий взгляд на проигравшего". Как видите, "поиграв" со словами, я достигла совсем иного результата. Предложение стало более "чистым", и заметно приобрело в плане содержания. 2. Здесь мы плавно переходим ко второму правилу. А именно: если не нашлось подходящего синонима - нужно искать слова, максимально подходящие по смыслу. Например, я могла вместо "проигравшего" написать "противника" или, скажем, "оппонента". Эти слова - изначально разные, однако в контексте моего предложения - они легко подменяют друг друга. Другими словами, предложение никак не изменится, если я заменю одно слово другим. 3. Местоимения. Это беда всех авторов. Особенно тех, кто пишет "от первого лица". Местоимениям "я" и "мой" текст заполнен с избытком. Здесь я приведу пример из собственной рукописи: "А я не знал чем помочь бедной девочке – ведь по законам королевства, дочь сапожника не может стать женой наследника престола. Я пересказал Налиану её слова, хоть Лилика меня попросила молчать. Но я не смог сдержаться. Моё сердце разрывалось, я ведь хотел, чтобы оба они были счастливы." По красным буквам "я" очень хорошо заметно, что данное местоимение присутствует в каждом из четырех предложений. А вот исправленный вариант: "Мне было не ведомо, чем помочь бедной девочке – ведь по законам королевства, дочь сапожника не может стать женой наследника престола. Я пересказал Налиану её слова, хоть Лилика и просила молчать. Попросту не смог удержаться. Моё сердце разрывалось от переживаний и желания - чтобы они были счастливы." К слову сказать, в вышеуказанном отрывке я исправила не только тавтологии, но и некоторые несогласованности, а также ошибки в тексте. Для справки: Полное исправление всех ошибок, неточностей и недочётов в тексте - называется вычитка. Перед подачей текста в издательство, его нужно очень качественно вычитать. Чистый текст - наилучшая рекомендация писателя, это показывает его как грамотного человека. Редакторы большинства издательств не вычитанные тексты выбрасывают, даже не пытаясь читать дальше одного-двух абзацев (пардон за тавтологии).



полная версия страницы