Форум » Учимся писать прозу » Девятко Наталия - "Как не угробить талант" » Ответить

Девятко Наталия - "Как не угробить талант"

Elenalta: Статьи ® Наталия Девятко. КАК НЕ УГРОБИТЬ ПИСАТЕЛЬСКИЙ ТАЛАНТ Советы молодым Здравствуй, автор! Я называю вас так, ибо верю, что если вы зашли сюда, то достойны носить этот высокий титул. Разговор пойдет о самом любимом и для вас, и для меня — о творчестве. И хотя за последние несколько столетий написаны десятки работ на эту тему, но я хочу рассказать то, что во многом отличается от уже прочитанного вами. Спор о том, что важнее: вино или посуда, в которую оно налито, форма или смысл, — этот спор не разрешится никогда. Конечно, мастерство должно быть на высоком уровне, а без смысла произведение умирает. Но сейчас мы в большинстве случаев видим либо вино в непонятной кособокой глиняной плошке, либо красивый вычурный бокал с чем-то безвкусным, не имеющим ни цвета, ни запаха. Почему так происходит, мы с вами, уважаемый автор, и постараемся выяснить. И начнем мы с психологии. Молодой автор видит, слышит и чувствует то, о чем пишет, только опыта ему не хватает, слова подобрать сложно, он просто не знает, как записать все это великолепие. И тогда молодой автор начинает искать тех, кто может его научить, посещать собрания литературных обществ и клубов, рыщет в Интернете, натыкаясь на россыпь статей типа "Как писать…" или "Как не писать…" (и потом не говорите, что вас не предупреждали, что нельзя думать о зеленом крокодиле). Но встречаются ему зачастую престарелые метры, постоянно погружающиеся в воспоминания, критики, не состоявшиеся как писатели, и звезды или непризнанные гении (в большом количестве). Они твердят, что все уже было и ничего нового придумать нельзя, что нужно преклоняться перед авторитетами (или топтаться по ним, это другая крайность, тогда авторитетами становятся лидеры тусовки), рассказывают, как "не вывалить идею", "показать читателю, а не рассказывать долго и нудно", как сделать, чтобы "сыграло" или "выстрелило", как строить сцену и что отглагольные рифмы недопустимы, а в третьей строке нарушен ритм. И ни слова о "видеть, слышать и чувствовать" в том контексте, в котором это воспринимает молодой автор. Такие метры, звезды и критики говорят очень убедительно, щеголяют наградами, искушают собственной популярностью, хотя, зачастую, ничего собой не представляют (уже или вообще — другой вопрос). И молодой автор отказывается от своего восприятия, учась тем премудростям игр словами, сюжетами и героями, как это делают все остальные. В тот момент на молодом авторе можно поставить крест, независимо от того, будет ли он продолжать писать. Он уже не может видеть, слышать и чувствовать, за неимением главного остается только конструирование. Немногие возвращают утраченное, на это могут уйти годы, но такое чудо практически невозможно. Поэтому я хочу начать с начала, когда слом еще не произошел, ведь творческого человека очень легко унизить и сломать, озлобить на весь писательский мир, да и на мир вообще. И есть немало людей, занимающихся охотой на молодых. Об этих людях мы еще поговорим, а сейчас я хочу раскрыть вам первую тайну — ВСЕ, ЧТО МОЖЕТ ПОЗВОЛИТЬ ВАМ СТАТЬ УСПЕШНЫМ ПИСАТЕЛЕМ, УЖЕ ЕСТЬ В ВАШЕМ СЕРДЦЕ. Да, это так, но чтобы воспользоваться знанием, нужно научиться писать с закрытыми глазами, не разумом. Если вам не нравится такое утверждение, то не понравятся и все остальные, и вас должна учить не я, а те, кто считает, что "писателями не рождаются, а только становятся". Я придерживаюсь совершенно иного мнения: если есть огонь, то его можно направить, а если огня нет — что ж, строки так и останутся пылью, даже если будут мастерски написаны. Если вы согласны со мной, пошли дальше. Сначала я предлагаю подумать: почему вы пишете? Ради денег? Славы? Престижа? Общения? Так делают друзья? Вариантов много. Но для меня действительно значимой причиной того, чтобы писать, являются только ответы типа: "Потому что не могу не писать", "Мне это в кайф" или пожатие плечами — "Так должно быть, я не знаю, почему так, но это правильно, я чувствую". Все остальное рано или поздно проходит, как простуда. А теперь ответьте еще на один вопрос: кто такие графоманы? Я не смогу перечислить все возможные ответы, но тональность будет негативная. А задумывались ли вы, что это глубоко несчастные люди, просто не нашедшие себя? И такое может случиться с каждым. Где-то споткнулся, отклонился от своего пути, и все. Количество написанного не выведет на нужный уровень мастерства, хотя умники, предлагающие десятки упражнений по урезанию собственных текстов, обыгрыванию известных сюжетов и подделке стилей, считают, что только благодаря "тренировкам" можно стать писателем. И последнее, с чего вы начинаете? Ответов может быть в принципе два: я придумал что-то свое или я разрабатываю уже существующий сюжет, продолжаю любимую книгу, не хочу расставаться с полюбившимися чужими героями. Фанфикшен, произведения, создаваемые фанами, на самом деле — это медленный яд. Нельзя создать из чужих слов что-то лучше, чем уже было сделано, а всякое прекрасно написанное продолжение добавляет очки не вам, их получит автор, создавший этот мир. Все, что вы хотите сказать, вы можете сказать сами. Зачем вам костыли из чужого произведения? Пусть оно великолепно, и вы не спали ночами, когда читали его, оно околдовало вас, и чары не рассеялись до сегодняшнего дня. Но оно чужое, и поэтому недоступно. Забудьте о нем, иначе вы никогда не станете писателем, оставаясь подголоском. Вам эта роль нравится? Нажиться на чужой славе можно, но такой успех быстро входит в привычку. И 99% фанфикшен, продолжений и пародий, даже вышедших в печать, забываются самое большее через год после публикации. Вам нужна пыль? Зачем рыть себе яму, если можно пойти своим путем? Когда всемирно известную писательницу Джоанну Роулинг спросили, как добиться успеха, она указала две ступени: узнать, что вам нравится делать больше всего, а потом найти того, кто будет вам за это платить. И все. Вам, как мы уже выяснили, больше всего нравится писать, а платить за это должны читатели, когда выйдет книга. Поэтому нужно заинтересовать издателя. На пути к издателю стоит редактор. И здесь я открою вам еще одну страшную тайну — РЕДАКТОР ВАМ НИЧЕГО НЕ ДОЛЖЕН. И ему плевать, что вы написали гениальную вещь, которая обречена стать бестселлером. В издательство приходят десятки, если не сотни рукописей. Редактор не называет произведение классным или не классным, он просто отбраковывает мусор. Поэтому очень важно, чтобы ваше творение не попало в мусорную корзину. Избежать этого можно (Мы сейчас договоримся, что рукопись классная, иначе многое из сказанного будет бессмысленно). Миф о том, что главное написать, а все остальное не мое дело, запушен теми, кто боится конкуренции и активности молодежи. В тексте не должно быть ни одной ошибки! Уважайте себя и читателя, иначе вас тоже уважать не будут. Ошибки — бомба замедленного действия. Представим себе, читатель оказался в вашем мире, он очарован, он там (вы добились своего — ура!), и вдруг какая-то дурная ошибка выбрасывает его назад в серую реальность. Вероятность возвращения сомнительна, ваше влияние наверняка утрачено. А теперь редактор, к которому попадает рукопись, а он рукописями так наелся, что ему уже тошнит (в текст редакторы не попадают, у них эта способность атрофировалась от количества съеденного мусора), начинает спотыкаться на ваших ошибках. Даю практически стопроцентную гарантию, что после первого десятка встреченных ошибок редактор отправит рукопись на помойку. Вы же в лучшем случае получите сообщение об отказе, в худшем будете ждать и напрасно надеяться. Поэтому, если вы хотите стать писателем, то количество ошибок в вашем тексте должно стремиться к нулю, но вылавливать их нужно только тогда, когда произведение полностью готово, иначе вы можете нарушить внутренние связи. Но я забежала немного вперед. Сначала произведение нужно написать. Многие начинающие подражают маститым не только из-за почитания, но и потому что не знают, о чем писать. Потом это чувство часто перерастает в нытье "нет достойных тем, нет достойных тем, нет достойных тем"… Жалкое зрелище, не правда ли? Но это проблему не решает. Где брать темы? Ответ так же сложен, как и прост. Тайна третья — НИКТО НЕ ДАСТ ВАМ ПРАВИЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ, ТОЛЬКО ВЫ МОЖЕТЕ ЕГО ЗНАТЬ. Никто и никогда не откроет вам истину, потому что, чтобы познать истину, нужно пройти определенный путь к ней, иначе истина останется пылью. Если вы хотите писать, то вспомните, что вам нравилось читать, особенно в детстве. Писатель становится писателем потому, что он не прочитал того, желаемого. Он просто устраняет несправедливость. Никто не исправит эту ошибку за вас, никто не может знать о ней кроме вас. Вспомните, что вам нравится читать? Почему? Не давайте односложных ответов, подумайте. Этот список даже можно записать, чтобы ничего не пропустить. Если среди ответов встречаются конкретные типа "Хогвартс — самая лучшая школа в мире" или "Я влюблена в Арагорна" и т.д., то их тоже нужно расшифровать. Почему Хогвартс самая лучшая школа? Что мне нравится в Арагорне? Так вы получите примерную карту того, что вас цепляет. Оно живет в вашем сердце, иначе не было бы резонанса. Но не спешите радоваться, если броситесь повторять любимое вами, то ничего хорошего не получится. Чужими открытиями сыт не будешь. Просто вы сейчас сделали маленький шаг к себе, но это очень важный шаг, вы учитесь понимать свои чувства. Тайна четвертая — ДЕРЖИТЕ ГЛАЗА ШИРОКО ОТКРЫТЫМИ. Это очень важно! Темы, идеи, герои просто ждут того, кто их воплотит, их в воздухе миллионы, но не все они ваши. Чтобы не пропустить свои, нужно постоянно смотреть вокруг. Ключик от прои

Ответов - 3

Elenalta: Свобода героев позволяет им менять свой статус, так же, как менять направление сюжета. Вам может нравиться один герой, а он оказывается второстепенным, главных героев может быть несколько, какая-то совершенно незаметная фигура, которой вы почти не уделяли внимания, оказалась центральной движущей силой, второстепенным, а то и главным героем. Слушаясь внутреннего резонанса, вы идете этим путем, не задумываясь и не переживая о том, что у вас впереди. Если вы верны направляющей силе компаса, то все эти изменения прописываются сами так незаметно, что даже вы, автор, увидите их только после окончания произведения. Внутренняя логика будет соблюдена без дополнительных усилий с вашей стороны, главное, ничего не бойтесь. Герои лучше знают свой мир и его законы. Создавая мир, вы идете всеми путями героев, читатель же воспринимает эти дороги немного иначе, выбирая зачастую одну, одного героя, который ему ближе. Выбор читателя может очень удивить автора. Однажды молодой автор дал мне рукопись на чтение, а потом мы весь вечер ее обсуждали. В повести несколько героев встречаются и вместе идут к цели, многие мои слова раздражали автора, и где-то на середине разговора он задал мне интересный вопрос: Ты шла с (дальше он назвал имя)? Я ответила, что да. Он удивился и сказал, что еще никто из тех, кто читал рукопись, не шел с этим героем, выбирали обычно двух других. Вот так бывает, произведение, написанное таким методом (метод даже неправильное слово, мироощущение), наверняка принесет автору очень много сюрпризов. Лучше, если вы будете готовы к этому уже сейчас. Мир тоже будет удивлять вас, он живет, дышит, изменяется. Главное, чтобы вы не забегали вперед, когда рассказываете историю. Понятно, что герои показали вам моменты из нескольких следующих сцен, да и у вас есть некоторые соображения, но все должно развиваться своим чередом. Не спешите заглянуть дальше, ваш путь похож на путешествие по темному пространству, а в руке фонарь, освещающий всего несколько метров. Вы до всего дойдете, а если будете спешить, то можете пропустить самое интересное. Путь ваш будет долог, начиная новую вещь, вы не знаете ее объем, думаете, что напишется рассказ, а получается повесть или роман. Компас все равно доведет до последнего слова, тогда вы почувствуете, что это Последняя Строка. Запаситесь терпением. Это касается и завязки, когда вам не терпится нырнуть в водоворот приключений, а начало так похоже на обычную жизнь. Шаг, переход от обычного к необычному, очень важен, ведь читатель тоже делает его, и чем точнее прописана эмоция этого шага, тем легче читателю принять законы вашего мира. И еще, читателю ничего не надо объяснять и разжевывать, если он читает внимательно, то сам все поймет, а невнимательный читатель не нужен при создании мира. Читая, он приобщается к творению, приобщается к чуду, невнимательность здесь исключена. Лишние объяснения могут только навредить. А еще никаких сомнений. Вы видите свой мир четко, поэтому фразы типа "платье какого-то розового цвета" исключены. Оно "розовое", а если вы видите, что оно не совсем розовое, то так и скажите "грязно-розовое", "бледно-розовое", "розоватое". Уважайте себя и уважайте ум и фантазию читателей. Ни за что не извиняйтесь, внутренний резонанс не обманет, вы видите, слышите и чувствуете. Естественно, что вы живете в этом мире, поэтому в процессе узнаете о нем очень много, но это не повод для длинных описаний, экскурсов и разглагольствований. Мнение автора читателю не особо интересно, когда он путешествует по вашему миру, он сам узнает его секреты. Излишние детали и подробности только отвлекают внимание, учитесь описывать штрихами, лишь главное (чувство резонанса подскажет). Например, вы описываете зеркало. Оно может быть просто частью интерьера, мимо которого прошел герой, бросив взгляд, больше о нем ничего говорить не надо. Или это иное зеркало, странное, принадлежащее герою, который простых вещей в доме не держит. Тогда и отношение к нему совсем другое. Это касается всех описаний, начиная от описаний природы и заканчивая описанием чувств. Если важно, чтобы читатель знал про каждое дерево в вашем лесу, то не поленитесь сказать о каждом, а если нет, то просто держите лес перед внутренним взором. Во внешности это проявляется так: если не имеет значения, какой рост у Даши, и какой помадой она красит губы, если на ее месте может с тем же успехом быть любая героиня, зачем вдаваться в подробности ее внешности? А вот если внешность имеет значение, стоит описать штрихами, вплести в сюжет. Всегда держите картинку перед внутренним взглядом (вот что я называю писать с закрытыми глазами, когда для вас тот мир более реален) и вслушивайтесь в эхо голосов героев. Текст состоит из трех типов чередующихся блоков: описания, действие и диалоги. Блоки должны быть сбалансированы, нужно помнить, что люди не треплются половину жизни. Так и текст, особенно романа, не может состоять из одних диалогов. Об описаниях быстрых сцен мы уже говорили, когда обращались к ритмомелодике. Теперь поговорим об описании как таковом. Вы можете видеть глазами героя или героев, или же наблюдать за происходящим со стороны. В первом случае исключены ваши мысли, во втором неуместны мысли героев. (Текст от первого лица я здесь не затрагиваю, это просто). В течение сцены могут чередоваться взгляд автора и взгляд героя, может быть и так, что начинаете вы видеть глазами одного героя, а заканчиваете — другого. Особенность виденья глазами героев в том, что вы знаете в рамках куска текста (а иногда и всего текста) только то, что известно герою. В цикле про Гарри Поттера до шестой части мы видим мир только его глазами, что не мешает нам выстраивать собственные теории. Во "Властелине колец" повествование ("взгляд") доверено четырем хоббитам, нам известно лишь то, чему они стали свидетелями. А теперь диалоги. Я уже советовала вам читать написанное вслух. Диалоги достойны особого внимания с вашей стороны. Герои говорят как надо, но вы очень легко можете исказить их речь, вставить свои словечки и обороты. Кроме того, стараясь вложить как можно больше информации в слова, вы забываете, что часть невербальной информации более значима. Ваши герои не просто вещают, они говорят эмоционально, при этом чувства как-то отражаются на их поведении. Герои что-то делают, реагируют на произнесенное, общаются между собой, а не работают на зрителя, им на зрителя плевать. Вы все это видите и слышите, поэтому можете описать. Разговор редко длится долго, его ритм сложнее, нежели ритм описания. Это двойной ритм: самой речи, так, как она бы звучала без "он сказал", "она сказала", "он подошел", "она вздохнула", и общий ритм при чтении. Написание диалогов очень ответственно, чтобы, читая невербальную информацию, читатель не утратил ритм речи героев. Я советую проговаривать диалоги после написания в двух режимах: сначала все вместе, а потом только речь. Часто молодых авторов обвиняют, что они пишут так, как "люди не говорят", но чтение вслух помогает этого избежать. Используйте свой опыт общения, чтобы передать сказанное героями, но помните, что герои — не вы, их речь может быть иной. Иной может быть и психология ваших героев. Здесь посоветую только внимательно слушать резонанс, то же касается и интриги. Загадка очень хороша, она привлекает читателя, но мы уже знаем, что искусственно вставленные куски или моменты разрушают ритмомелодику. Лучшей интригой, которая потом действительно ею станет, будет ваше невмешательство в ход событий и искренний интерес к происходящему. Они не только обеспечивают непредсказуемость, но и ведут логику загадки. Не стоит вставлять намеки, чтобы усложнить подтексты. Внутренний резонанс сам по себе настолько сложен, что намеки сами окажутся на своих местах, психологически подготовив читателя к будущим событиям. Все намеки, вставленные потом, или разбросанные "цветные камешки" объяснений будут видны, словно несовпадение элементов узора, это не только разрушает ритмомелодику, но и очень раздражает читателя, который невзначай подумает, что автор его не уважает. Намеки и подтексты, сформированные внутренним резонансом, даже вы не все увидите в процессе написания. Только после окончания они проявятся в полной мере, удивив вас, как стройна внутренняя логика. Вставки, такие как эпиграфы, куски чужих текстов, прямое и косвенное цитирование, очень коварны. Если вы думаете, что чужой авторитет перейдет на ваш текст, то н

Elenalta: Вот нашла ссылочку на эту статью. Думаю её автору будет интересно почитать комментарии.

Art-ek: очень интересная информация. Статья мне понравилась, узнал много чего плохо о себе-писателе. ну, почти сошёл с ума , но всё-таки дочитал до конца




полная версия страницы