Форум » Учимся писать прозу » Ошибки начинающих писателей » Ответить

Ошибки начинающих писателей

Надежда Лимонникова: А вы уже совершили ПЯТЬ ошибок, прежде чем написали свой первый рассказ? Как вы относитесь к ошибкам? Своим? Чужим? Долго ли страдаете от совершённых действий? Получаете ли что-либо взамен? Опыт или головную боль? Приступая к любому новому делу, не мешает подумать над этими вопросами. Ведь каждое начинание зависит именно от того, как мы относимся к собственным ошибкам. А относимся мы к ним преимущественно неправильно: начинаем ругать себя любимого и, в итоге, бросаем начатое. Чтобы этого не произошло, сначала определитесь со своим отношением к ошибке как таковой, а потом читайте дальше о том, какие ошибки (рассмотрим всего ПЯТЬ) может совершить начинающий писатель. При этом уточню, начинающим писателем считается тот человек, который не может не писать и писать тоже пока не может, так как совершает перечисленные ниже ошибки. Ошибка № 1. В мире написаны миллионы книг. Всё разжёвано давным-давно. Внести что-либо новое в эту литературную Вселенную уже просто невозможно. С какой целью появиться ещё один писатель, который будет писать о том, что сказали до него? На первый взгляд эти сомнения справедливы и с ними не поспоришь. Но давайте помнить о том, что, во-первых, с каждым годом писательского молчания, когда руки совместно с головой свербят от желания писать, вы накапливаете раздражение и неудовлетворённость собой и окружающим миром, во-вторых, миллионы, даже миллиарды книг действительно написаны и ещё напишутся, но каждый человек – уникален, он может и, что существенно, должен сказать своё слово миру, а когда у него есть ещё хоть какие-то способности, мешающие жить спокойно, то он просто совершает преступление против жизни, и не только своей. Ошибка № 2. Писать не о чем. Я плохо знаю жизнь, во многом не разбираюсь. У меня нет опыта. Поднакоплю-ка я его, а потом и возьмусь за перо. Именно эта ошибка заставляет нас терять время на поиск того, что давно уже есть в огромных количествах. Даже шестимесячный ребёнок, умей он писать, уже смог бы многое рассказать о жизни. Писательство – не журналистика, где нужна точность. Мощный инструмент писателя – его подсознание, интуиция. Именно они подскажут, как должен вести себя тот или иной герой, что он должен сказать. В нас настолько много всяких разных знаний, о которых мы не подозреваем, что просто диву даёшься! А мы всё ноем, опыта нам не хватает. Случалось ли с вами такое: написали что-нибудь, читаете через некоторое время и удивляетесь, не верите, что это вы написали? Ошибка № 3. Она касается всех людей. Убеждение в том, что времени катастрофически не хватает. Это самый лучший приём, придуманный человечеством, чтобы вообще ничего не делать. Ну, работаю я как вол на трёх работах. Некогда мне подумать о себе и своих талантах. Надо сначала заработать n-лучшевеврах, потом у меня появиться куча времени, и я сяду и напишу гениальный рассказ. Должна вас огорчить. Если вы так думаете, то вы никогда не напишите ничего. Потому что творчество не зависит от количества наличных. Когда у вас появятся эти деньги, вы уже просто будете не в состоянии заставить себя, уговорить сесть и работать. Ведь труд писателя – тяжёлая работа. Без ежедневных тренировок она немыслима, как спорт, как любая профессия. И если вы думаете, что все писатели сначала зарабатывают денег, чтобы не работать, а потом садятся творить, то вы глубоко ошибаетесь. Один известный писатель, прежде чем стать таковым, работал на разных работах. При этом находил время писать, потому и стал известным. Он утверждает, что писатель должен много читать, много писать и много работать. Это три составляющие, которые в итоге приводят к успеху. Поэтому ищите время. Полчаса в день – таким может быть ваш старт. Ошибка № 4. Пропуск важных этапов писательской работы. Как у любого дела, у писателей существует свой алгоритм работы над литературным произведением. Пропуск одного из этапов ведёт к остановкам на довольно продолжительное время. Начинается всё с тренировки. «Ни дня без строчки». Писать нужно всё что угодно, лишь бы каждый день. И сначала лучше без выходных. Когда появится замысел, который вас захватит полностью, начинаем работу. Последовательность её может быть такой: замысел, сбор материала, первый вариант текста, правка, второй вариант текста, читка друзей-товарищей-близких, выслушивание критики, третий вариант, оставление на продолжительное время (две-три недели и больше в зависимости от объёма), правка, окончательный вариант, публикация. Есть ещё один не менее замечательный алгоритм. Но это отдельная большая и важная тема. Ошибка №5. Самая мешающая, тупиковая. Вам никогда не стать писателем, если вы берётесь за перо с мыслью прославиться. Самый главный мотив писателя не деньги и не слава. Они являются закономерным итогом более важного в творчестве – самого процесса создания шедевра. Вас должен захватывать этот процесс. Вы должны предвкушать встречу с письменным столом и своим шедевром. Только так вам не будет страшна критика. Она будет меньше вас огорчать, потому что критика всего лишь составляющая процесса творчества. А когда ваша писательская работа наполняет вас новыми мыслями и смыслом, шедевр вам обеспечен! Вот такие ошибки совершают начинающие. Может быть, вы их уже совершили, и у вас есть собственный опыт их исправления. Пишите! Очень интересно узнавать многообразный мир человеческого опыта! Обсудить в блоге Читать мой рассказ в журнале "Новая литература"

Ответов - 5

Страшный МУ: И что нового вы сказали? Повторение - оно, конечно, мать учения, et qui scribit, bis legis - пишущий читает дважды, - но, объясните мне, чей девиз "In litteris vivt!" (Жизнь, прожитая литературой), как люди приходят к тем же диполярным выводам, и сообственно выделяют ряд абсолютно противоположных ошибок? Ошибка №1. По статистике 75% людей имеют IQ 85-115 (их интересует продолжение рода, а не книги), ниже - психбольные, выше - гении. Из числа потенциальных гениев, чей IQ уходит за 140 (у меня - 153, у моей девушки - 160), не важно, сколько написано книг. Главное - совместить, составить мозиаку так, чтобы это выглядело ново. Поэтому даже читать не следует Вашу "ошибку №1". Ошибка №2. Бальзак ходил за прохожими и подслушивал их разговоры. Вымышленный мир был для него реальнее, но чтобы сделать его таким, нужен опыт. Нужно его искать постоянно. Интуиция не поможет итличить маленького тритона от маленькой лягушки с хвостом, или не может выведать то, что действительно твориться в подсобках магазинов и универсамов (работал охранником - знаю). Не о чем писать? Пусть начинающий идет устраиваться на завод. Ошибка №3. Ксения Собчак, Оксана Робски - вот поколение сначала ставших известными (=разбогатевших), а потом написавших свои книги. Ваша ошибка уже опровергнута. Времени не хватает? Бросай вторую работу, писатель должен быть голодным, холодным, но пьяным (я не видел ни одного хорошего писателя - трезвенника). А у пьянец всегда найдутся деньги на еду и бухло. Вы бы лучше объяснили, как доказать тем, кто говорит, что у них нет времени читать книги, что мозговая работа - писательство - не менее изнурительный труд, чем физический. Но ноют не мышцы, а воспаляется мозг. Это было бы куда полезнее узнать новичкам. Ошибка №4. Этапы. Все опять-таки есть в других статьях. Нет смысла повторять то, что уже и так на слуху два десятилетия... Другое дело оговориться о других писательских ритуалах: тех, о которых упоминал Ян Парандовский книге "Алхимия слова". К примеру, лично я сажусь за произведение только под определенную музыку. Для каждого произведения она своя. Если нахожу более подходящую композицию, продолжаю под нее. У меня на столе всегда должна стоять немытая кружка, где недавно был кофе; статуэтка египетской кошки с повязанным черным бантом; маленький керамический котенок; словари иностранных языков; на меня должен смотеть бюст Гоголя; пепельница и сигареты лежать в другой комнате. Я должен быть трезв. Я должен посмотреть определенные веб-страницы. И есть ряд особенных, тайных ритуалов, которые я провожу перед и во время написания. Заканчивается дело выпиванием алкоголя. Такие ритуалы интересны не только самим писателям, но и читателям (их биографии). Писатель должен отличатся от массы, от топлы. Писатель - существо иного порядка, ибо умеет мыслить самостоятельно, а не заучивать фразы и использовать их под конкретные ситуации, как это делает 90% людей. Ошибка №5. Пафос... "Взял арматуру - пошел строить светлое будущее!" - с агитплакатов неонацистов и антифашистов. Как зависит стремление к заработку и обида на критику? У меня в голове не укладывается. Это теплое и мягкое, а сам процесс творчества - сладкий. Либо ты стремишься зарабатывать на жизнь литературой, либо ищи свою арматуру; либо ты принимаешь критику и анализируешь свои ошибки, либо ищи свою арматуру; либо ты пишешь для людей и заботишься о читателях, либо ищи свое светлое будущее. Литература не терпит наплевательского к себе отношения. Литература - это чадо, которое нужно воспитывать, холить и лелеять. Вы слишком много написали в "Ошибке №5", можно было расширить еще на два-три пункта. Спешили? Итог: Подобные вещи я писал для себя лет 5-6 назад... 22 ноября 2009 года будет 15 лет с тех пор, как была написана повестенка "приключения Сэма и Бэна 2". Я пишу, забыв о деньгах, возненавидив их, осознав значение критики для меня. Узнал, как избавляться от нервозности и злости просле неприятных комментариев. Но чем дальше, тем сложнее, а главное, взобравшись на гору, увидел, что это "дальше" безгранично, но где-то там, все знания. Желание знать - вот, что движет писателем. Каковы же ваши знания? В данном тексте я новых сведений для себя не нашел.

Надежда Лимонникова: Огромное спасибо за труд, Страшный МУ! К сожалению, у меня нет такого огромного в 15 лет срока писательской работы. Поэтому я могу похвастаться только своим 15-летним сроком желания писать. Останавливало меня всё выше перечисленное. Всё, что вы написали, опровергать не буду. Со многим согласна. Если не возражаете, поделюсь вашим мнением с читателями своей рассылки.

Страшный МУ: Возражений нет, ибо у меня нет выбора в данном случае. Поясняю: В романе Эдварда Бульвер-Литтона "Кенелм Чиллингли: его приключения и взгляды на жизнь" была одна девушка, которую любил главный герой. Ей было 19 лет, но вела и чувствовала себя ребенком. Постоянно проводила время с детьми и ничем от них не отличалась, кроме роста и форм. Но была у нее "внутренняя страсть" - ходить на старое кладбище, где ухаживала за одной могилкой, совершенно чужой (даже не подозревая, что хлопочет о надгробии того, кто стал причиной обнищания семьи). Она говорила, что кладбище - это самое приятное место, и спрашивала Кенелма, почему детей не пускают на кладбище? Я не помню, что он ответил тогда. Когда же он вернулся с материка, то пришел к ее дому, но девушки там не было. Тогда он машинально пошел на кладбище. И стояло надгробие над ее могилкой с самой запоминающейся и трогательной фразой: "Не запрещайте детям приходить ко мне". Смысл пересказа в том, что девушка настолько любила детей, что и после смерти желала находиться рядом с ними. Она думала наперед: когда она умрет и положат на кладбище, то ее могилка будет такой же запущенной, как все остальные. А ей хотелось найти такого человека, который бы ухаживал за ее могилой. И чтобы желание исполнилось, она вынуждена была перед смертью сказать эту фразу: "Не запрещайте детям приходить ко мне". Мораль же такова: нужно думать наперед, хотя бы приблизительно предствалять, на что повлияет ответ или решение. Я понял, что цитирование на другом ресурсе одного-двух человек (самых любопытствующих) сможет заманить в ряд моих потенциальных читателей. Если скажу: нет, то особой выгоды не получу. Есть три вида людей: корыстные (которые сначала думают, как им это выгодно, и лишь тогда приступают к действию), бескорыстные (которые сначала делают, а потом думают, как им это выгодно) и альтруисты (которые лишь думают, что думают; хотя без них мир бы логически скушен). Я где-то между первыми двумя. Из всего того, что промелькнуло в голове я понял, что упираться рогами в стену - себе дороже.


Дождь: Ухх - какие огромные тараканы толпами бегают по извилинам Страшного Му. Откуда такие комплексы и отчаяние, уважаемый? Жизнь прекрасна - и Вы станете знамениты и богаты - не печальтесь!

Innomine: Тссс! Не спугните оптимистичного "психоаналитика"! И так людей мало на форуме - может не просто пройдёт мимо, заглянув на огонёк, а ещё и погостить останется



полная версия страницы