Форум » Учимся писать прозу » Подборка статей: Как писать книги? » Ответить

Подборка статей: Как писать книги?

Elenalta: "Что я делаю, чтобы сделать текст." 1. Когда пишу текст, всегда намечаю его формальную структуру. Там, где будет заголовок, пишу “Заголовок”, хотя заголовка я еще не придумал. Там, где будет вводка, пишу “вводка”. И даже добавляю специальные символы форматирования, которые приняты в редакционной системе моего журнала. Это помогает мне поверить в то, что текст станет реальным, и увидеть его в будущем. Это помогает раскачаться. Так гораздо лучше, чем сидеть и тупо пялиться в монитор. 2. Стараюсь разрывать работу, чтобы очищать восприятие. Идеально уснуть, проснуться и взглянуть на текст заново. Освежить восприятие на более коротком отрезке можно, если поработать например дома, а потом поехать в офис, если изменить шрифты и размеры кегля в документе, если распечатать текст и почиркать ручкой. Во время разрыва важно не думать о тексте. Тогда мысли о нем приходят сами, и все обычно хорошие. 3. Когда пишу большие тексты, использую “принцип ярких мест”. Сначала пишу отдельные куски, которые самопроизвольно родились, потому что произвели впечатление, или потому, что в них хорошая яркая фактура. Не думаю, в какое место текста эти куски лягут. Но потом, когда они все сделаны, зачастую структура вырисовывается сама - я просто скачу по кускам как по кочкам. 4. В работе с текстом самым важным считаю принцип “сильных позиций”. Он гласит, что сильные позиции производят сильнейшее впечатление, поэтому в сильные позиции надо ставить самые сильные фрагменты. Тогда получается эффект синергии - сила не складывается, а утраивается. Сильная позиция - это начало или концовка. Начало и концовка заметки. Начало и концовка главки. Начало и концовка абзаца. Или даже начало и концовка предложения. Чем больше часть текста, тем сильнее у него начало и концовка, тем выше требования к тому, что туда помещаешь. Самые высокие требования - к началу и концовке всего текста, самые слабые - началу и концовке предложения. Значимы начало и концовка глав. Многие же не понимают этого принципа и делают наоборот - закапывают важное в середину, и надеются, что читатель это будет раскапывать. 5. В работе со словом считаю самым главным не писать слов (а тем более предложений), которые ничего не значат. Такие слова встречаются на каждой странице даже у классиков, не говоря про остальных. Красивый, страшный, большой, очень, много, мало. Вместо употребления таких слов, я стараюсь использовать конкретные слова, чтобы читатель сам сделал вывод, какое это описываемое явление красивое, страшное и большое, как этого много или мало. В этом смысле надо относиться к каждому предложению текста как к кадру кино. В кино нельзя сказать, что по улице идет красивая девушка (красивая - ничего не значащее слово), но можно показать, что встречные мужчины и даже женщины восхищенно смотрят ей вслед. Не надо писать “риторически спросил Петров”, потому что из самого вопроса должно быть понятно, риторический это вопрос или нет. Не надо писать “с интересной проблемой столкнулся Иванов”, надо описать проблему так, чтобы читателю и так стало очевидно, что это проблема интересная и что Иванов с ней столкнулся. Борьба с ничего не значащими словами - священная задача человека, который пишет тексты. К счастью, она никогда не может быть закончена и ни один писатель не может сказать, что поборол все незначащие слова, прокравшиеся в текст. 6. Пытаюсь использовать правило Стивена Кинга: окончательный вариант = первый вариант - 10%. Удается через раз - сложно побороть собственное эго и многословие. 7. Последнее, тонкое. Слежу, чтобы в тексте был ритм. Ритм текста и ритм абзацев и ритм слов. А ритм создается повторами, что с трудом переживает большинство литературных редакторов. (с) Максим Котин

Ответов - 47, стр: 1 2 All

Писака: Кстати, а почему никто не упоминает, что в книге, которая претендует на интересную (а тем более захватывающую) должна быть какая-то загадка для читателя. Ну понятно, что впринципе, любая завязка сюжета или конфликт уже сам по себе некая загадка, однако книга будет читаться взахлеб до того момента пока у читателя остается ощущение неразгаданности и он задумывается - что же это все значит и т.п. Также важно повергнуть читателя в некую атмосферу острых ощущений или легкой тревоги постоянно оттягивать момент развязки. Очень часто бывает (во всяком случае у меня, когда я что-нибудь читаю) что книга интересна до того момента, пока автор нагнетает определенную "атмосферу", а после того как наступает объяснение и некая разрядка, то возникает ощущение разочарования: типа я тут такого ждал и думал - а оказалось совсем не то... Так же хочу заметить тем критикам, которые придираются к запятым и грамматике, что это дотошный ботанизм, буквоедство и свидетельство определенного "правильного" склада ума, который с трудом совместим с творчеством. Главное - суть того, что написано, ощущения от прочитанного. А ошибки исправит корректор с зарплатой поменьше гонораров литератора. Или word ). Быть грамотным не означает уметь написать что-то великое. Еще такой совет - когда пишете, пытайтесь себе это все ярко представить или ощутить. Как будто вы сидите в кино с ноутбуком и вслед за картиной ведете стенограмму фильма.

Elenalta: Биттам и Гейгер-Миллер Десять заповедей скверной научной фантастики (пер. с английского - Евгений Лотош ака Злобный Ых, октябрь 2004) 1. Не делайте различий между наукой и технологией. Попытка разделить эти два понятия только смутит публику. Кроме того, все вокруг знают, что ученые проводят свое время за сборкой поражающих воображение машин, переливая ядовито окрашенные составы из одной колбы в другую и потехи ради облучая радиацией всякую всячину. Исследовательский процесс всегда направлен на то, чтобы построить какую-нибудь установку или произвести магическое зелье. Тип ученого, проводящего все свое время в размышлениях о том, как действуют законы физики и не задумывающегося о конечном "продукте" - если не понимать под таковым чистое знание - абсолютно немыслим. И так будет всегда, пока еще останется потребность в гигантских роботах и уменьшении людей. 2. Не различайте аппаратное и программное обеспечение. Разумеется, это одно и то же. Если вы перепрограммируете поведение любого объекта, это приведет в том числе и к изменению его физического строения. Тостер может быть "перепрограммирован", чтобы стрелять убойными лазерными лучами или атаковать вас с помощью электрического шнура, а робот может быть "запрограммирован" вырасти в высоту до пятидесяти футов. Не существует машинерии, какой бы примитивной она ни была, которая оказалась бы не в состоянии с помощью "перепрограммирования" развить в себе способности к мышлению, речи или передвижению. Если вы не верите нам, посмотрите по телевизору повтор "Авточеловека".1 3. Важны не функции и соотношение с реальностью, а внешний вид. Попросту говоря, если это выглядит или звучит прикольно, то так и должно быть. Заметьте - это САМОЕ ВАЖНОЕ правило не только скверной НФ, но и "популярной" фантастики наподобие "Звездных войн" и "Звездного пути", а также псевдонаучной фантастики (последняя представляет собой любую нефантастическую историю с фантастическим антуражем, наподобие "Джетсонов").2 Не факт, что это плохое правило. Однажды некто подсказал Джорджу Лукасу, что в безвоздушном пространстве звук не распространяется. Сегодня мистер Лукас владеет огромной развлекательной корпорацией, в то время как этот умник обслуживает увлажнитель атмосферы на Таттуине. Важное следствие из третьего закона: небольших взрывов не бывает. 4. Выдающиеся ученые одинаково образованы во всех без исключения областях научного знания. Специализации не существует. Поэтому-то так тяжело стать ученым: вы должны изучать все подряд. Для примера возьмем Профессора из "Острова Гиллигена".3 Хотя неоднократно упоминалось, что профессор Рой Хинкли является морском биологом, он без труда произвел радиооборудование, бамбуковые автомобили, секретные химические составы, лазерный луч и счетчик Гейгера (он мог все, кроме одного - заделать дырку в лодке). В то же время он ни разу не потрудился исследовать морских обитателей радом с островом - единственное, что по идее должно было увлечь его. 5. Не забывайте упирать на "хорошо известные факты", о которых никто в мире не слышал до вас и которые могут оправдать сюжет. Примерно так же наши родители врали нам в пятилетнем возрасте. Например, в фильме "Годзилла против Мегалона" в самом начале один из персонажей упоминает, что все слышали легенду о затерянном городе Ситопия. Э-э-э... вы ведь слышали, не так ли? 6. Не забывайте, что любое на ходу сляпанное на живую нитку оборудование будет работать как минимум не хуже устройств, которое оно имитирует или замещает. Наверное, иногда вы и сами удивляетесь, почему мы не производим оружие и сверхсветовые двигатели из резиновых лент и жвачки. Этот принцип известен также как "Закон МакДживера" и "Принцип Дуана".4 7. Чужие расы всегда являются почти точными копиями человечества, как по внешнему виду, так и в культурном плане, но с одним-двумя существенными отличиями. Например: они зеленые, обладают антеннами, но не чувством юмора, едят людей и т.д. В противном случае они напоминают хорошо известных земных существ вроде насекомых, ящериц, кошек и т.п. (вариант Рабберсьюта).5 В общем, они всегда выглядят так, словно родились на Земле, только автомобили у них пошустрее (см. правило номер 3). При всем при том земляне всегда американцы, если только они не японцы. 8. Любая неизвестная или загадочная форма энергии (типа радиации) вполне может изменить существующие формы жизни. Например: наградить их невероятными способностями, увеличить их размеры или даже вернуть к жизни. Попробуйте провернуть этот фокус с друзьями. К счастью, вам недолго удастся развлекаться их мучениями. 9. Технология, изобретенная в самом начале фильма, всегда будет источником неприятностей, в то время как технология, открытая в середине или в конце истории, всегда поможет решать проблемы. Можно назвать это правилом Ах-Если-Бы-Я-Изобрел-Это-На-Полтора-Часа-Позже. 10. Последнее по счету, но не по значимости: все ранее известные законы и принципы физики всегда допускают интерпретацию и пересмотр (на худой конец их можно проигнорировать), если этого требует сюжет или одно из упомянутых правил. Nota bene: все вышеперечисленные правила являются подчиненными по отношению к правилам 3 и 10. Разумеется, необходимо подчеркнуть, что не все сюжеты, подпадающие под действие данных правил, обязательно ужасны. На самом деле многие их них представляют собой весьма забавный бред. И, как каждый понимает сам, такое случается со всеми нами. Иначе мы бы не изобрели десятиминутные войны, профессиональный керлинг и Калифорнию. Аминь! Примечания переводчика: 1. "Automan" - фантастический сериал о приключениях полицейского, борющегося с преступностью с помощью "компьютерных" технологий. Изначально сериал шел по американскому ТВ в начале 1984 года. 2. "The Jetsons" - сериал мультипликационной студии Hanna Barbara о жизни простой семьи в будущем. Вместе с другим сериалом той же студии - "Флинтстоуны" - демонстрировался и по российскому ТВ. Оба сериала имеют ярко выраженную пародийную окраску. 3. "Gilligan's Island" - сериал о нескольких потерпевших кораблекрушение людях, выброшенных на необитаемый остров. 4. MacGyver - спасатель/полицейский, персонаж телесериала, способный создать все что угодно из подручных средств. James Doohan - американский актер, игравший суперпопулярную роль инженера Скотти с космического корабля U.S.S. Enterprise в сериале "Звездный путь", а также много занимавшийся научно-технической популяризацией на радио и ТВ. 5. Rubbersuit Pictures - компания, производящая аниме-фильмы с участием разнообразных монстров.

Ольга_К: К сожалению, Word не исправит все ошибки. И, следуя его "советам", можно перегрузить текст лишними знаками препинания, которые в творческой корректуре лучше опустить.


Elenalta: КАКОВ СЛОГ, ТАКОВ И МОНОЛОГ Данная статья даст ответ на эти вопросы. В ней перечисляются упражнения, с помощью которых тренировались и набивали себе руку знаменитости разных эпох. Прибегая к их советам и регулярно тренируясь, можно стать с ними вровень и, быть может, превзойти их. Каждый человек, если он поставит себе цель и, несмотря на все препятствия, идет к ней, обязательно добьется своего. Великие люди отличаются от обычных только тем, что обычный человек ставит себе задачу и затем, отвлекаясь на каждодневные проблемы, развлечения и удовольствия, не решает ее; а великий человек предпринимает все усилия, чтобы выполнить, чтобы решить поставленную задачу. Для удобства Читателей статья разделена на две части. В первой излагаются упражнения, с помощью которых можно научиться писать. Вторая часть содержит материал для желающих стать не только мастером пера, но и мастером живого слова. Эта статья поможет всем обычным людям стать великими, если они этого пожелают. И не потому, что автор считает себя гением, а потому что в ней изложены советы гениальных людей. ==================== РАБОТА НАД ТЕКСТОМ ==================== УПРАЖНЕНИЕ 1 Чтобы получить новые знания, пополнить свой словарный запас, улучшить свой стиль и слог, Великие советуют читать, переписывать и даже выучивать наизусть отрывки из произведений знаменитых людей. Чарлз Джеймс Фокс вслух читал Шекспира, Теннисон - Библию, Толстой - Евангелие. Особое наслаждение доставляло Гладстону чтение сочинений Гомера. Джон Брайт заучивал наизусть длинные отрывки из стихотворных произведений Байрона и Мильтона, Вордстворта и Уитьера, Шекспира и Шелли. Демосфен переписал "Историю" Фукидида восемь раз; ему нужно было овладеть величественным стилем этого историка и писателя (5, с. 473 - 474). Начинающим ораторам Цицерон советовал читать произведения различных писателей и поэтов, обсуждать и оценивать их с различных, противоположных точек зрения (Цицерон, "Об ораторе", 1, 158). УПРАЖНЕНИЕ 2 Чтобы овладеть новой фразеологией, новым литературным приемом, чтобы улучшить свой слог, советуют поступать так, как делал Р.Л. Стивенсон. Если он при чтении какой-нибудь книги натыкался на абзац или отрывок текста, который ему очень нравился и в котором описывалось что-либо с большим мастерством, он немедленно садился за стол и заставлял себя подражать оригиналу. В первый и во второй раз у него ничего не получалось. Стивенсон знал об этом заранее и потому не унывал. Он пробовал подражать еще и еще. И наконец у него что-нибудь да выходило (5, с. 474 - 475). УПРАЖНЕНИЕ 3 Перевод произведений иностранных авторов на родной язык позволит не только приобрести новые мысли, не только улучшить свой стиль, но и расширить словарный запас из-за необходимости все время подыскивать синонимы. К такому упражнению советуют прибегать Цицерон ("Об ораторе", 1, 155) и Дейл Карнеги (5, с. 474). УПРАЖНЕНИЕ 4 Услышав или прочитав чьи-то слова, стоит попытаться придумать к ним поправки, попытаться выразить те же мысли иначе. Демосфен поступал именно так (Плутарх, "Демосфен", VII). УПРАЖНЕНИЕ 5 Необходимо критически читать то, что написано другими, и, по возможности, редактировать их (4, с. 36). УПРАЖНЕНИЕ 6 Поступайте, как Бенджамин Франклин. Выбрав понравившуюся ему статью, он кратко конспектировал смысл каждой фразы, затем откладывал свои записи на несколько дней, чтобы забыть текст оригинала, а потом возвращался к ним и по конспекту пытался воспроизвести исходный текст. Это упражнение выполняется до тех пор, пока при сверке копии с оригиналом совсем не обнаруживаются ошибки (5, с. 328). УПРАЖНЕНИЕ 7 Похоже на упражнение 6 и тоже предложено Бенджамином Франклином. Выбрав прозаический текст, следует преобразовать его в стихотворную форму. Постоянный поиск синонимов и слов, имеющих одинаковые окончания, обогатят словарный запас. Через некоторое время по написанным стихам стоит попытаться восстановить текст оригинала (5, с. 328 - 329). УПРАЖНЕНИЕ 8 Поможет обучиться упорядоченному мышлению и умению выстраивать план статьи. Как и упражнения 6,7, предложено Бенджамином Франклином. Кратко запишите смысл каждой фразы понравившейся статьи. Но не подряд, а каждую фразу на отдельной полоске бумаги. Затем перетасуйте свои записи и через некоторое время попытайтесь восстановить исходный текст (5, с. 329). Делайте это до тех пор, пока не добьетесь удачи. УПРАЖНЕНИЕ 9 Предложено Демосфеном и Цицероном, поможет развить память и умение логически мыслить. Услышав чью-то речь, прочитав какую-либо статью или стихотворение, побеседовав со своим другом, приятелем, коллегой, попытайтесь, оставшись одни, вспомнить эту речь (статью, стихотворение, беседу) с начала до конца. Повторите все доводы, восстановите ход рассуждений (Плутарх, "Демосфен", VIII; Цицерон, "Об ораторе", 1, 154). УПРАЖНЕНИЕ 10 На комплексное применение навыков, которыми можно овладеть благодаря другим упражнениям. В номере газеты следует выбрать отвратительно написанную заметку или статью. Затем, сохраняя содержание и общий смысл, попытаться преобразовать ее в более привлекательную форму. УПРАЖНЕНИЕ 11 Чтобы обнаружить ошибки в своей статье, можно поступить двояко: 1. Отложить ее на некоторое время, а затем перечитать свежим взглядом. 2. Дать почитать ее своим коллегам или друзьям. -------------------------------------------------------------------------------- РАБОТА НАД ВЫСТУПЛЕНИЕМ В этой части статьи описаны упражнения, с помощью которых можно развить свое произношение и жестикуляцию. Пусть они не покажутся вам банальными. В них есть смысл. Первые четыре из них предложены Демосфеном. Научиться произносить звук "р" помогут упражнения 12 и 13. УПРАЖНЕНИЕ 12 Заведите себе щенка и пытайтесь подражать его рычанию (8, с. 30). УПРАЖНЕНИЕ 13 Возьмите в рот несколько камешков и пытайтесь ясно и отчетливо декламировать какие-либо речи и стихи (Плутарх, "Демосфен", XI). ПРИМЕЧАНИЕ: роль камушков могут сыграть и конфеты. Укрепить голос помогут упражнения 14 и 15. УПРАЖНЕНИЕ 14 Поступайте, как Демосфен, который выходил по ночам на берег моря и произносил речи вслух, пытаясь перекричать шум прибоя (8, с. 30). УПРАЖНЕНИЕ 15 Произносите стихи или какие-нибудь длинные фразы, поднимаясь в гору или на бегу (Плутарх, "Демосфен", XI). УПРАЖНЕНИЕ 16 Присматривайтесь и прислушивайтесь к тому, как ведут беседу несколько интеллигентных людей (7, с. 11). Слушайте выступления дикторов по радио, наблюдайте за дикторами телевидения. Сходите в театр и посмотрите, как ведут себя на сцене актеры. Сходите на проповедь и пронаблюдайте за проповедником. Обратите внимание на правильность произношения, на интонацию, на жесты. Выберите удачные моменты и отметьте недостатки. Это поможет установить идеал, ориентируясь на который Вы сможете развивать свою мимику, жестикуляцию, интонацию и произношение. УПРАЖНЕНИЕ 17 Записывайте свои выступления на магнитофонную пленку. Впоследствии, прослушивая запись, можно обнаружить ошибки, которые необходимо исправить (5, с. 327 - 328; 8, с. 28). УПРАЖНЕНИЕ 18 Произносите речи перед большим зеркалом, чтобы отработать мимику и жесты (Плутарх, "Демосфен", XI; Апулей, "Апология", 15; 7, с. 24). УПРАЖНЕНИЕ 19 Подготовив выступление, можно устранить ошибки в аргументации, в произношении, в мимике, в жестикуляции, предварительно выступив с речью перед своими близкими, друзьями. Они дадут весьма ценные советы (7, с. 24 - 25; 5, с. 327; 2, с. 34). Практически все эти упражнения можно выполнять не последовательно, а параллельно. Важно обучаться умению строить фразы, подбирать правильные слова, конструировать мысли и четко располагать их одновременно, ибо без чего-либо одного пропадет и все остальное: без умения писать теряется мысль, а без мысли никому не нужна писанина. Процесс обучения ораторскому искусству и писательскому мастерству сложный и кропотливый. Он состоит из трех стадий: 1. Выбор идеала. 2. Подражание идеалу. 3. Проверка (сверка с идеалом). Эти стадии (кроме первой) следует итеративно повторять до тех пор, пока в своем умении (писать, говорить, жестикулировать) вы не достигнете идеала. На первых порах, при выполнении упражнений, обнаружится масса ошибок. Но не отчаивайтесь! Терпение будет вознаграждено, как вознаградило оно того человека, о котором говорилось в начале статьи. Через 2300 лет мы до сих пор знаем его имя. Как оно звучит?

яша:

Elenalta: Как написать роман? Почему-то когда кто-то хочет хоть что-то написать, он хватается именно за этот многострадальный жанр. Что ж, есть несколько способов понять, дано вам это или нет, и несколько советов для того, чтобы из простого желания при определённом старании могло бы хоть что-то получиться. Для начала: роман - не совсем то, что себе представляют многие. В современном литературоведении этот жанр до сих пор предстаёт понятием расплывчатым и очень широким. О типах романа я вообще не говорю. Исторический, авантюрный, любовный, философский… Сходятся литературоведы только в одном: роман должен содержать повествование о жизни трёх и более людей, и эти повествования должны переплетаться между собой, создавая некое общее полотно. Роман в идеале - многопланов, он показывает жизнь как в стереоизображении. Поэтому с бухты-барахты написать роман в идеальном понятии - очень сложно. Роман - это и Преступление и Наказание, и Война и Мир, и Сто лет Одиночества, и Сага о Форсайтах. Если же описывается жизнь одного персонажа или максимум двух - это повесть. И это стоит учесть при разработке концепции. Собственно, с разработки концепции всё и начинается. Ни один писатель не вставал с утра пораньше и не стукал себя кулаком в лоб - “а напишу-ка я роман!” Для каждого произведения существуют свои предпосылки, свои причины и истоки. Иногда идея многотомного романа может родиться на основе простого случая по дороге с работы домой, иногда - вырасти из небольшого рассказа. Часто в маленьких рассказах бывают такие сильные герои, что они просто-таки тянут написать о себе нечто большее. Но что делать, если в голове вообще ничего нет? А вот в голове у творческого человека пусто никогда не бывает. Ведь у вас, наверняка, есть друг или знакомый, или просто сосед, с какой-нибудь интересной изюминкой в характере или образе жизни? Его вполне можно сделать героем, стартовав именно с него. Придумайте вашему герою имя. Можно воспользоваться опытом гениальнейших, и сделать имя говорящим, отражающим суть персонажа. Впрочем, это зависит от жанра, который вы выбрали. А на каком жанре остановиться - тоже зависит от идеи, которую вы хотите воплотить. Настоящее творчество отличается от графомании тем, что человек обязательно вкладывает в своё произведение какой-то смысл и потайное дно. Может, вы хотите разоблачить нравы нынешнего общества на примере отдельно взятых личностей? Показать трагичность любви? Парадоксальность жизненных перипетий? Рассказать историю человека, сумевшего чего-то добиться? Когда вы с этим определитесь, то поймёте и то, в каком жанре надо творить. К основному герою обязательно полагаются герои второго и третьего плана. Это могут быть его родственники, коллеги по работе, опять же, соседи, враги из конкурирующей организации (если он, скажем, бизнесмен). Каждый герой в романе должен иметь своё место и служить для раскрытия образа главного героя и самого сюжета. То есть, без толку помещать в ткань романа секретаршу, если она не станет в девятой главе любовницей героя или в предпоследней не попытается его убить. Бесцельные герои - это балласт, от которого надо избавляться ещё на этапе создания сюжета. Когда сюжет в основном продуман, переходите к деталям. Где будет происходить действие? Чем это обусловлено? Время года и его роль в раскрытии темы? Типажи героев и стиль их поведения, внешний вид, разговор, отношения с другими героями? Самое сложное в написании романа - удержать всё в голове. Кто, как, когда… Не стесняйтесь создавать списки сцен и героев. Поначалу это поможет сориентироваться. Этим пользуются даже мастера. Хорошо бы, что б роман был как-то красиво начат. Есть несколько вариантов, наиболее распространённые из которых, это вводная экспозиция и моментальное начало с экспозицией, растянутой на несколько глав. То есть, вы или в первой же главе более-менее даёте понять читателю, что там у вас происходит, или же, что куда как современней и более ценится критиками, делаете намёки, а основную интригу разворачиваете в течение нескольких глав. Затягивать экспозицию тоже не стоит, ваши рассуждения могут наскучить читателю. Каждый персонаж должен быть подробно прорисован. В описании его характера и внешности не должно быть ничего лишнего. Избегайте стереотипов - роковая брюнетка и глупая блондинка. Пусть всё будет наоборот. Так интересней и вам, и читателю. Главное правило романиста - каждая деталь должна работать на сюжет! Пусть это даже случайный телефонный звонок героине или тип рингтона на мобильнике главного злодея! Такие литературные звучки не воспринимаются читателем прямо, они западают в подсознание, чтобы потом всплыть и осенить его! Роман складывается из мотивов, то есть - кусков повествования, описаний, диалогов, монологов, отступлений. Хорошо бы, чтобы все несвязанные мотивы не слишком далеко уходили от главного действия. То есть, решив описать детство героя, не увлекайтесь живописанием того, как он гонял на велосипеде, если это не важно для основного сюжета. Роману нужно уделять хотя бы 2-3 часа в день. А работа в голове должна происходить постоянно. Потому что настоящий творец может и умеет переделать всё по ходу, перекроить сюжет, добавить новых героев и изменить типажи старых. Иногда к концу работы над романом концепция так меняется, что нужно менять и название, и эпиграф, и вообще делать правку, вычищая лишние места. Вот такая это работа. Но если хотите славы или просто получить удовольствие, - вперёд, ведь сколько людей, столько и неиспользованных сюжетов для новых романов! Автор: Анастасия Оригинал статьи

Elenalta: Чтобы немного разбавит атмосферу в топике, ставлю стебную статейку: Каноны, по которым пишется шаблонное фэнтези Предпреждение! Эти каноны касаются исключительно шаблонных произведений, в которых Мери-Сью, размахивая грудью восьмого размера, размахивают бабулиным ножом для покрошения капусты! Гениальные произведения, в том числе те, что принадлежат перу Толкина, Роберта Джордана, Клайва Льюиса, под сие описание не попадают! Итак, жил был графоман. Его возраст может колебаться от пяти до пятидесяти пяти. И всё же чаще за алмазное перо фэнтези берутся неудовлетворённые жизнью дядечки, которые в этом мире могут полностью оттянуться. Живёт он в крохотной квартирке в пятиэтажке? Не беда - будут у героя хоромы из пятьсот восьмидесяти комнат с пристройкой для боевого коня! Девушка - законченный ботаник с очоками и отсутсвием груди? Не беда - у ГГ будет шикарная девица с талией тоньше карандаша, которым автор так же описывает и грудь, которая влезает в бронелифчик с огромным трудом, и всё время попадает в глаз героя. С образованием беда? А вот и неправда, не беда! Теперь, по мановению доброй авторской руки, ГГ не только самый сильный, но и самый умный, а уж от его шуток и вовсе бабочки умирают на лету (в прямом смысле). Итак, автор разрешил все свои проблемы посредством измучивания листов бумаги, которые провинились только тем, что подвернулись под руку нашему графоману. ГГ имеется, имеется у него и шикарная подружка, и дворец... чего ж не хватает то? Великого Предназначения! И автор создаёт Великого Злодея (если же воображение слишком извращённое, то Великую Злодейку, которая всё время безуспешно пытается соблазнить ГГ), который собирается разрушить этот мир. Средств разрушения мира у автора полный арсенал - начиная от Тёмных Сил и Великих Землятресений и заканчивая Плевком Главного Злодея. Вопрос в другом - как же ГГ собирается спасать мир? И тут-то и появляются самые необыкновенные артефакты - Глаз Дракона, Меч Самого Древнего, Медальон Мира... (автору очень бы хотелось, чтобы артефактом был бронелифчик подружки ГГ, но, увы, это не по закону жанра). А чтобы спасти мир, теперь нужно добраться до какого-то особенного места (опушка ближайшего леса или пустырь за дворцом ГГ почему-то не удовлетворяют требованиям) в какое-то особенное время (когда семь лун выстроятся в октаэдр и по спирали пройдут по небу, что само по себе уже может свести с ума любого Главного Злодея). И так начинается путь ГГ, его подружки, какой-нибудь волшебной животинки (говорящие жар-птицы, дракончики, фейки, болтающие собачки и кошечки... в общем, весь зоопарк дедушки Дурова, но болтающих крыс или червей почему-то не наблюдается...обидно, да?) и весьма неожиданного попутчика в Какое-то Особенное Место (Тёща ГГ почему-то никогда в приключении не участвует, а жаль...). По пути может происходить всё, что угодно, но, как правило, эта часть наиболее затянута и скучна, поскольку автору лень описывать всё происходящее с его героями, поэтому он зачастую тратит драгоценные бумагу и время читателя на описание природы и настроения попутчиков, либо вдруг (о, боже, уведите детей!) начинает, смакуя подробности, описывать беспорядочные совокупления ГГ с его подружкой или случайной знакомой, а может быть и такое, что и с Главной Злодейкой (бедные мои нервы...). Но вот - Момент Икс настал. И тут возникает непреложный шаблон, обойти который могут только настоящие мастера. Шаблон таков - умирает Главный Злодй (или Главная Злодейка) и все приспешники тьмы, вполне возможно, что умрёт и подружка ГГ, томно вздыхая грудью восьмого размера в рассечённом ударом меча бронелифчике... но ГГ всегда жив! Всегда! Это правило непреложно. И после победы над Тьмой все живут долго и счастливо. Интересные факты: 1) ГГ никогда не оказывается на стороне тьмы. Если же в начале книги он и является приспешником злых сил, то в конце книги он обязательно обращается к Свету (пример - Мефодий Буслаев. Мы-то раскатали слюнки на привлекательного чертёнка, соблазняющего ангелочка Дафну... ан нет! Обратился в Свет, мерзавец!) 2) Непривлекательных подружек ГГ не бывает. Бывают скрытые красавицы или слепые ГГ, но в любом случае в конце книги обнаруживается, что у подружки ГГ фигура - кошмар пластического хирурга или невероятно милый характер и все падают у её ног (пример - Маргарет из "Миллион открытых дверей" Джона Барнса. Не совсем типичный пример, но влюблённость ГГ в Маргарет как-то подозрительно попахивает извращением... или это мне, непросвещённой, так кажется?) 3) Если Главный злодей умирает в середине книги, обязательно остаётся что-нибудь, продолжающее его дело. Либо Злобный Приспешник или Злобная Подружка Главного Злодея, либо злобные машинки, злобные зверюшки, злобные духи и всё прочее, что можно назыать злобным (пример сему - Пол Макоули и его "Дитя Реки") 4) ГГ всегда необычен. Если он не Маг, то он - Великий Воин. Если не Великий Воин - Потрясающий Красавец, на которого вещаются все девушки. Но в любом случае - он Избранный. Почему нельзя просто сделать ГГ с щупальцами, что сделало бы его необычнее всех самых необычных ГГ, непонятно (пример - Бен Бова "Венера". Только я понадеялась, что речь идёт об обычном дяденьке, как выяснилось, что я серьёзно ошибаюсь. Мало того, что он сыночек Злобного Богача, так ещё и Герой На Все Руки. Несправедливо!) 5) Рояль в кустах. Он есть всегда. Плавное течение книги аффтару не под силу. Обязательно нужно, чтобы Магическая Зверушка переродилась в Злобного Дракона совершенно неожиданно для ГГ, когда он уже мысленно просил у Господа Бога прощения за все свои грехи и готовился к мирной кончине от рук Злодеев. Или, чтобы оказалось, что Главный Злодей - это Главная Злодейка. А что ещё хлеще - чтобы в конце книги, которую автор накропал на коленке в ванной, когда добрая мамочка долбила в дверь с криками, чтобы "сыночек" лет тридцати, а то и сорока от роду, отправился покушать (вот ужас-то!), в конце этой многострадальной книги автор отправляет несчастного полуубитого (но недобитого, в этом самый сок!) ГГ в параллельный мир, где зло ещё искоренять и искоренять... и происходит этого потому, что несчастный аффтар не знает, как бы расстаться со своим любимым творением (пример - "Очарованный Чародей" Сташеффа Кристофера. Ну никак мы не ожидали, что ГГ попадёт в параллеьный мир! Или Бушков со своим "Сварогом", где рояль в кустах прямо-таки торжствует!) И последнее - название. Называние обязательно должно быть таким, чтобы сразить читателя наповал в книжном магазине. Поэтому и слова разящие: Меч, Месть, Повелитель, Демон, Тайна, Проклятие, Смерть (последнее, наверное - чтобы окончательно сразить читателя, хотя, на мой взгляд, это уже близко к некрофилии =\ ). Правда, на самом деле всё оказывается куда прозаичнее. Месть оборачивается кровавой резнёй без смысла, Повелитель какой-то непрезентабельный, Тайна в книге проплывает мельком и ГГ не утруждает себя мыслями о ней на протяжении всего опуса до развязки, Демон же оказывается очень добрым, почти ручным (в том случае, если это не ГГ), а щупальца. клыки, рока, копыта, хвосты у него неизвестным причинам либо отсутствуют, либо являются рудиментарными отросточками. Методы борьбы: 1) Инквиция. Сожжение бездарных романов или недопуск их в печать (плакали аффтары, плакали!) 2) Преподавание в школе фэнтези для закалки у детей здорового воображения и отсутсвия шаблонов (во детям счастье-то!) И др. Предупреждение! Статья имеет чисто юмористический характер и является плодом графоманского воображения очередного аффтара! :) Взято ЗДЕСЬ.



полная версия страницы